Папки-передвижки

Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ

Ольга Кочергина
Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд

Вступительное слово

В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Разработаны и внедрены в практику вариативные модели сопровождения, которые соответствуют приоритетным целям и задачам, сформулированным в Концепции модернизации российского образования.

2 слайд

Публикация «Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах

Под моделью деятельности педагога-психолога понимается последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.

3 слайд

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное развитие ребенка на всех этапах детства.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.

4 слайд

Основными направлениями психологического сопровождения являются:

1. Психодиагностика. Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач ДОУ.

2. Коррекционно - развивающее направление. Осуществляется с целью создания условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка.

3. Психологическое консультирование. Осуществляется с целью оказания помощи родителям и педагогам в раскрытии потенциальных и реальных возможностей ребёнка, особенностей развития, в поиске адекватных взаимоотношений на пути самореализации воспитанника.

Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

4. Психологическое просвещение. Осуществляется с целью повышения психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией:

-Подбор и распространение психолого-педагогической литературы и развивающих игр – организация библиотеки для родителей, лекотеки для детей

-Оформление наглядных материалов по вопросам развития детей

-Участие в родительских собраниях

-Оформление наглядных материалов по вопросам развития детей

-Организация и проведение тренингов, консультаций, дискуссий и др.

-Дни открытых дверей

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

5 слайд

Примерный перечень тем для психологического просвещения

Педагоги

1. Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.

2. Закономерности развития детского коллектива.

3. Особенности работы педагога с проблемными детьми.

4. Стили педагогического общения.

5. Психологические основы работы с семьей.

6 слайд

Родители

1. Адаптация ребенка к ДОУ.

2. Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.

3. Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.

4. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, агрессивности, ухода от деятельности и прочее.

5. Воспитание произвольности поведения и управляемости.

6. Психологическая готовность к обучению.

7. Половое воспитание и развитие.

Данный список можно бесконечно пополнять, это зависит того, как психолог может своевременно реагировать на проблемные ситуации, возникающие в ДОУ а также их предотвращать.

7 слайд

ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И

ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

В целях упорядочения работы педагога-психолога, определения ее места в общей системе деятельности образовательного учреждения и оценки ее эффективности, введены следующие формы документации:

1. Годовой план работы педагога-психолога образовательного учреждения.

2. Журнал учета проведенной работы, в котором отмечаются дата и время выполнения работы по видам (диагностическая, развивающая, консультативная, просветительская).

3. График работы (циклограмма) на неделю.

4. Программы и методики, используемые в работе педагога - психолога.

5. Аналитический отчет о работе педагога – психолога за год.

8 слайд

Приступая к работе в ДОУ, педагог-психолог должен руководствоваться следующими документами, определяющих перечень своих обязанностей.

ДОКУМЕНТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ РАБОТУ ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

1. Закон Российской Федерации №3266-1 от 10.06.92 (в. редакции Федерального Закона от 13.01.96 №12-ФЗ) "Об образовании" (статьи 53, 54, 55, 56).

2. Инструктивное письмо №16 от 27.04.89 Госкомитета СССР по народному образованию "О введении должности психолога в учреждениях народного образования".

3. Приказ Министерства образования РФ от 22.10.99. №636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ».

4. Письмо Министерства образования РФ от 1.03.99. №3 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

5. Решение коллегии Министерства образования РФ от 29.03.95 №7/1 "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ".

6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 26.08.2010№761 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».

7. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ №7 от 28. 01.97.

9 слайд

Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.

Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.

Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности.

10 слайд

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги). Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности.

11 слайд

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Деятельность психолога осуществляется в рамках программы, по которой работает данное дошкольное учреждение. Психолог должен знать содержание программы, требования и соотносить ее цели и задачи со своей деятельностью. Кроме этого он должен владеть необходимым набором методических разработок для работы с детьми-дошкольниками. Это:

•разработки по развитию эмоциональной сферы ребенка (Пазухина И. А. ; Куражевой Н. Ю. ; Крюкова С. В.);

•по адаптации ребенка к детскому саду (А. С. Роньжина, В. Алямовская);

•методические разработки по коррекции агрессивности, тревожности, гиперактивности (Е. К. Лютова, Г. Б. Монина, авт. программа А. И. Захарова);

•методические разработки по коррекции и развитию позновательных процессов (В. Л. Шарохина)

•диагностики уровня психического развития (из авт. программ А. И. Захарова, Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, М. И. Ильиной, Венгера А. Л. и др.);

•диагностики выявления индивидуально-личностных особенностей ребенка (А. И. Захарова, Т. И. Чирковой);

При работе с педагогическим персоналом использовать эффективные и апробированные на сегодняшний день техники: сказкотерапии (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, арт-терапии (Л. Д. Лебедева, телесно-ори-ентированной терапии В. Ю. Баскаков, групповых занятий (И. В. Вачков).

Эффективность любого вида деятельности зависит от качественного ее исполнения. В связи с этим педагог-психолог д/у должен четко себе представлять какими методами и приёмами он будет добиваться постав-ленных задач.

12 слайд

Заключение

Для ребенка-дошкольника важным «институтом» его социализации является детский сад. Из детского сада ребенок вынесет в школьную жизнь - навыки общения со сверстниками и взрослыми, представления о характере взаимоотношений между людьми и о своем месте в этих взаимоотношениях. Детский сад для ребенка есть та среда, которая ему необходима для дальнейшего благополучного физического и нервно-психического развития. Для создания такой среды в детском саду требуется большая работа.

Пропаганда гармоничного, эмоционально-благополучного развития ребёнка и создание адекватных условий для его осуществления в семье и детском саду является важной задачей педагога-психолога.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Педагогическое сопровождение нравственного развития детей в дошкольном образовательном учреждении Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание ответственного, инициативного, компетентного.

Развитие вариативных форм дошкольного образования. Из опыта работы Презентация из опыта работы МДОУ «ЦРР — детский сад №4 п. Майский Белгородского района Белгородской области»Развитие вариативных форм дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ
Опубликовано: 3 октября 2013 в 18:45
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организационная модель деятельности педагога-психолога в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кочергина (УИ 117108) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД