Ольга Макарова
Организованная образовательная деятельность в старшей группе. «Большая и малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание организованноой образовательной
деятельности в старшей группе.
Тема: Большая и малая родина.
Цель: Воспитывать патриотические чувства.
Задачи:
Образовательные : Обобщить и закрепить представление детей о государственных символах, о Родине малой и большой. Совершенствовать знания детей о достопримечательностях города Архангельска. Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где родился, где прошло детство.
Публикация «Организованная образовательная деятельность в старшей группе, „Большая и малая Родина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие: Продолжать развивать умение правильно излагать свои мысли, чувства, умение воспринимать на слух читаемый текст, обогащать словарь детей. Развивать память, сообразительность, находчивость.
Воспитательные: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине – России, к родному городу, краю. Вызвать у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувство радости, гордости, нежности, доброты. Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Словарная работа: родная, родная сторона, Родина, Россия, малая Родина, большая Родина, герб, гимн.
Материал: иллюстрации с изображением достопримечательностей города Архангельска, слайды «Родная природа», «Россия – Родина моя», изображение герба и флага России, ленточки красного, синего и белого цвета.
Предварительная работа:
Изучение государственных символов России.
Беседы о стране, крае, в котором живут дети.
Работа над подборкой прилагательных к словам.
Чтение и разучивание стихов.
Слушание Государственного гимна Российской Федерации. Муз. А. В. Александрова, сл. С. В. Михалкова.
Рассматривание фотоальбомов, просмотр слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель: Родная сторона - как вы думаете, что это?
Дети: Родная сторона - это место, где нам все дорого и близко, где мы родились и выросли, где все для нас родное.
Воспитатель: Сыграем с вами в игру «Передай сердечко - подбери словечко. Нужно придумать к словам «родная», «родной», подходящее слово. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.
Предполагаемые ответы детей: мама, папа, брат, сестра, дом, детский сад, город, край, страна.
Воспитатель: Замечательно подобрали! Молодцы!
На фоне песни: М. Матусовского «С чего начинается Родина?» дети смотрят слайды: «Россия-родина моя».
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется наша огромная страна, в которой мы живем? (Россия).
Дети: Россия.
Воспитатель: Да, наша Родина – Россия.
Распростерлись в дымке синей Величавые края,
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
1-ый ребё нок: Старый двор, берёзки молодые,
Хоровод кудрявых тополей,
Это все страна моя Россия,
Милый образ Родины моей.
2-ой ребё нок: Васильки, как глазки голубые
Смотрят, улыбаясь, вдоль тропы
И пшеницы косы золотые
Заплетает осенью в снопы
Воспитатель предлагает выбрать картинки с изображением флага и герба России.
- Воспитатель: Очень важно не перепутать порядок полос флага. Вверху какая?
Дети: Полоса белого цвета
Воспитатель: В середине?
Дети: Полоса синего цвета
Воспитатель: Внизу?
Дети: Полоса красного цвета.
Воспитатель: Белый цвет – мир, чистота, свобода; синий – море, честность, верность; красный – мужество, любовь, смелость.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Салют, зажгись!» Внимательно слушайте, двигайтесь так, как подскажет вам музыка. И с окончанием музыки постройтесь в три шеренги по порядку цветов Российского флага. Возьмите по одной ленточке.
Игра «Салют, зажгись!».
Дети двигаются по залу в соответствии с музыкой: марш – шагают, вальс – кружатся.
По окончании музыки выстраиваются в три шеренги по порядку цветов Российского флага – белый, синий, красный, машут ленточками над головой.
Воспитатель: Молодцы, не перепутали порядок цветов. Положите ленточки и подойдите ко мне.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, где можно встретить флаг России?
Дети: Флаг России поднят на зданиях органов власти нашей страны, на мачтах российских кораблей, на самолётах и космических кораблях, его вывешивают в дни праздников, на домах.
Воспитатель: Есть у России еще один важный государственный символ – герб. А знаете ли вы, что изображено на гербе нашей страны?
Дети: На гербе России изображён двуглавый орёл. Крылья орла похожи на солнечные лучи. На груди орла изображён всадник с серебряным копьём. Это – Святой Георгий Победоносец. Всадник скачет на серебряном коне. За его плечами развевается синий плащ. Он победил дракона.
Воспитатель: Какого цвета конь?
Дети: Белого.
Воспитатель: Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синего.
Воспитатель: Какого цвета щит?
Дети: Красного.
Воспитатель: Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный
Дети: Цвета государственного флага России. Воспитатель: Ребята, Я предлагаю вам показать герб России. Разойдитесь по группе, встаньте так, чтоб не мешали друг другу. Слова динамической игры «Герб России» проговариваем чётко и внятно (с помощью воспитателя).
Динамическая игра «Герб России»
Герб страны – орёл двуглавый
Гордо крылья распустил…. поднять руки в стороны
Держит скипетр, державу, …. поочерёдно сжать в кулак пр. и л. руку
Он Россию сохранил… …нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный…. приложить руки к груди
Дорог всем: тебе и мне… наклон головы вправо-влево
Скачет юноша прекрасный… шаг на месте, с высоким подниманием ног
На серебряном коне
Развевается плащ синий….плавные покачивания рук вправо-влево
И копьё в руке блестит. …. сжать руки в кулак
Побеждает всадник сильный, ….поставить руки на пояс
Злой дракон у ног лежит ….показать руками
Подтверждает герб старинный
Независимость страны.
Для народов всей России
Наши символы важны. ….поднять руки вверх.
Воспитатель: Скажите, а где можно встретить изображение герба?
Дети: Изображение герба можно увидеть на печатях, на денежных знаках. На почтовых марках, открытках, значках тоже есть изображение герба. Изображение герба можно встретить на правительственных наградах, на различных документах. Я хочу показать вам паспорт, на нём тоже есть изображение герба (показывает паспорт). Граждане России обязаны иметь паспорт. Его наличие подтверждает, что человек является гражданином России. На свидетельстве о рождении, первом вашем документе, также можно увидеть изображение герба (показывает свидетельство о рождении) и на денежных знаках присутствует герб нашей страны (показывает денежную купюру). Воспитатель: Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Какая?
Дети: Гимн – это главная песня нашей страны.
Воспитатель: Гимн страны – это тоже государственный символ. Он исполняется в особенных, торжественных случаях. Гимн России очень красивый и величественный.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня говорим о Родине и её символах, а вот есть такое понятие малая родина. Как вы понимаете, что такое малая родина?
Дети: Малая родина – это наш край, город, улица, дом, детский сад.
Воспитатель: Конечно, малая родина - это то место, где мы с вами родились и живём. А мы с вами в каком городе живем?
Дети : Мы живём в городе Архангельске. Воспитатель показывает фотографию. Читает стихотворение : Есть город у Белого моря
На севере нашей страны.
Раскинулся он на широких просторах
красавицы нашей Двины.
Архангельск - наш северный город,
ему эту песню дарю.
Он с самого детства мне близок и дорог,
его я всем сердцем люблю.
Летят белокрылые чайки
в безбрежной туманной дали.
Зимою и летом от наших причалов
уходят в моря корабли.
Чаруют нас летние зори
и таинство белых ночей,
соленые запахи Белого моря,
раздолье лесов и полей.
Мы можем по праву гордиться
любимой своей стороной.
Архангельск - поморская наша столица,
Архангельск - наш город родной.
Воспитатель: Сейчас представьте, что вы - маленькие экскурсоводы и рассказываете гостям нашего города про Архангельск. Я принесла различные иллюстрации, выберете любую.
Дети с микрофоном по очереди говорят: «Это - Набережная Северной Двины». Воспитатель дополняет: Наш город - Северный флот России. Набережная – самая любимая улица горожан. Одетая в гранит она тянется вдоль Северной Двины. Спокойное место в центре города – лучшее место совершать прогулки, заниматься спортом, просто отдыхать в летних кафе. (фото)
Дети: На этой картинке мост через главную реку в Архангельске – Северную Двину. (Показ фото). Дети: Здесь изображён ночной Архангельск. (фото) Дети: Памятник Петру I.(фото)
Воспитатель: Петр I сделал много хорошего для развития нашего города.
Дети: Это Обелиск Севера. (фото)
Воспитатель: На этом обелиске изображены помор и северный олень. Воспитатель: Нулевая верста. (фото) Это место где мы можем узнать расстояние до других городов. Например, до Москвы.
Дети: Это Вечный огонь. (фото)
Воспитатель: Возле стены в почетном карауле застыли отлитые из бронзы фигуры защитников Родины – Моряка, Женщины-воина и Солдата. Объединяющим элементом композиции служит стилобат из серых гранитных плит. В арке стрелы горит вечный огонь. Площадь перед монументом вымощена бетонными плитами.
Дети: На этой картинке вы видите Морской Речной вокзал. (фото)
Дети: Проспект Чумбарово – Лучинского. (фото)
Воспитатель дополняет: Пешеходная улица в центре города. Это уникальная улица – музей. Много лет назад, городское правительство решило свозить сюда характерные постройки деревянного Архангельска. Появились брусчатые мостовые, фонари, скамейки, клумбы.
Дети: Памятник Павлина Виноградова. (фото)
Воспитатель: Это герой гражданской войны. (фото)
Дети: Памятник советской космонавтике. (фото)
Воспитатель: В честь первого космонавта Ю. Гагарина.
Дети: Памятник «Тюленю – спасителю». Тюлень во время войны спас северян от голода.
Дети: Театр им. М. В. Ломоносова.
Воспитатель дополняет: В театре показывают различные спектакли, концерты.
Воспитатель: этот фонтан (фото) раньше стоял у Драматического театра. Он одновременно похож на компас и якорь с металлическими стрелками и буквами. Сейчас этот фонтан разобран и ждёт своего часа на новом месте.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были хорошими экскурсоводами, гости нашего города были бы вам благодарны за интересный рассказ об Архангельске! А сейчас мы немножко отдохнём.
Физкультминутка: Мы живем (марш) Мы растем (руки вверх)
В нашем городе родном (разводят руки в стороны).
Для кого-то он большой,
А для нас – огромный! (встают на носочки, тянут руки вверх)
Пусть живет! (марш)
Пусть растет!
Городок наш скромный!
Воспитатель: Поиграем в игру: «Большая Родина, малая родина». Если я называю то, что относится к Большой Родине, то вы делаете хлопок над головой. А если к малой родине, то делаете хлопок перед собой. Например: Детский сад «Мирославна», Кремль, Архангельск, Россия, Моя семья, воспитатель, Москва и т. д.
Воспитатель предлагает вниманию детей просмотр слайдов с фотографиями красивой северной природы под фонограмму «Картины леса».
Воспитатель: Сегодня мы говорили о Родине, о символах России: гербе, флаге, гимне, о малой родине. Малая родина - это маленький кусочек нашей большой страны. А все мы – граждане России, россияне. Мы гордимся нашей страной, переживаем вместе с ней горе и радости, стараемся сделать её сильной и богатой. Пока вы ещё маленькие и не можете ничего сделать для России. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей. Если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне. Народ очень мудрый, терпеливый и добрый. Давайте все вместе скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка!».
Вручение подарков – открыток с изображением Архангельска.
Литература:
1. «Песня о Родине» Муз. В Елинека сл. Е. Карасёвой.
2. «Наша Родина – Россия» сл. и муз М. В. Сидоровой.
3. «Танцевальной композиции с шарами» музыка О. Плотниковой
4. «Планирование и конспекты занятий по развитию речи в ДОУ» – Патриотическое воспитание. Г. И. Подрезова, Журнал «Колокольчик» N 39, 2007г.
5. Журнал «Музыкальный Руководитель» N 3, 2004г.