Инголова Татьяна
Оригами в жизни дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст это яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. У ребенка развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
В. А. Сухомлинский говорил, что «истоки способностей и дарования детей-на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов и речи.
Публикация «Оригами в жизни дошкольника» размещена в разделах
Способов, позволяющих развивать мелкую моторику рук детей много. Это и пальчиковые игры, и специальные игрушки, и занятия различными видами рукоделия. К одним из наиболее эффективных средств развития ручной умелости относится оригами. Кроме развития мелкой моторики рук, точных движений пальцев рук, оригами имеет множество и других достоинств, играющих большую роль в развитии ребенка. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточится на процессе изготовления поделки, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Так же складывание поделок из бумаги стимулирует и развитие памяти, потому что ребенок должен запомнить последовательность выполнения работы, последовательность.
Оригами так же знакомит детей с геометрическими понятиями и специальными терминами, т. е. происходит обогащение словаря.
В процессе конструирования у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практической деятельность (самостоятельное выполнение действий).Т. е. у детей активизируются мыслительные процессы.
Оригами так же совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда, способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигуру животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.
Оригами это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной. Именно поэтому складывание бумаги способствует повышению активности как левого, так и правого полушарий головного мозга. Это является благоприятной почвой для развития обоих половин мозга и для выработки стратегий взаимодействия полушарий. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга,психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Разработка тонких и точных движений необходимо не только для того, чтобы уверенно управлять своим телом, а деликатная моторика пальцев развивает мозг, его способность контролировать, анализировать, повелевать.
Конструированием из бумаги я увлеклась недавно и стала использовать в своей работе с детьми. В свободной деятельности показывала детям игрушку, сделанную способом оригами, познакомила с приемами выполнения поделки. У детей возникало желание сделать такую же игрушку. Каждое действие проговаривала, и дети вместе со мной выполняли те же действия, повторяя слова. Готовую поделку дети дополняли деталями, использовали в играх.
В старших группах в неделю один раз проводится клубный час по оригами, где ребята делают из бумаги различные игрушки, поделки. А по окончании работы ребята с удовольствием играют своими игрушками- поделками. Собираясь парами обыгрывают разные ситуации. Например, когда мы выполняли работу по теме: «Домашние птицы», дети вспомнили сказку «Гадкий утенок», обыгрывали эпизоды из сказки. Так же дети любят дарить свои поделки малышам.
За время работы дети выучили много стихотворений, потешек, пословиц, их речь стала выразительной, а движения пальцев стали более увереннее. У детей развивается точность движений пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, развивается глазомер. Дети учатся выполнять поделки по словесным указаниям, учатся читать схемы,по которым складываются фигуры. Ребятам очень нравится делать подарки к мамам, папам,к новому году, составляя композиции. Так же у детей развивается художественные и творческие способности, активизируется их воображение и фантазию.
Таким образом, занятия оригами играют огромную роль в развитии и подготовке ребенка к обучению в школе. Эти занятия позволяют удовлетворить познавательные интересы детей, расширяют и обогащают их словарный запас, обогащают навыки общения.