татьяна щербакова
Осенняя экскурсия в «уголок леса». Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
1. Образовательная область «Социализация». Развивать навыки доброжелательного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формировать умение действовать сообща, развивать умение соблюдать в ходе игры элементарные правила.
2. Образовательная область «Безопасность». Развивать наблюдательность, умение ориентироваться на участке детского сада; формировать навыки безопасного поведения в окружающем мире природы, во время игр.
Публикация «Осенняя экскурсия в „уголок леса“, Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Уголки и центры в группах
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
3. Образовательная область «Познание». Закреплять представление детей о растительном мире ближайшего природного окружения, знакомить с названиями деревьев, растущих на территории детского сада. Закреплять представления детей об изменениях в природе.
4. Образовательная область «Коммуникация». Совершенствовать умение определять и называть местоположение предмета (слева, справа, активизировать в речи детей пространственные предлоги и наречия.
Предварительная работа.
Знакомство с названиями деревьев (берёза, рябина, клён, сосна, ель); прогулки по территории детского сада, в «уголок леса». Проведение дидактических игр: «Узнай и назови», «От какого дерева листок?», знакомство с маршрутной картой, д/и «Найди предмет», просмотр мультфильма «Даша следопыт».
Материалы и оборудование: лист плотной бумаги – маршрутная карта, фломастеры, корзиночка для сбора природного материала.
Ход экскурсии.
Беседа перед экскурсией (проводится в групповом помещении, перед прогулкой).
Воспитатель: ребята, вы хотите встретиться с чудесами?
- Мы с вами отправимся не просто на прогулку, а в прекрасное царство природы, навстречу с чудесами. Дети, когда будем одеваться на прогулку, что мы с вами обязательно наденем? А зачем? (Ответы детей). Ребята, в разное время года люди одеваются по разному: то в теплую одежду, то в легкую. Как вы считаете, почему они так поступают? (Ответы детей).
Посмотрите, мы с вами взяли маршрутную карту. С помощью нее мы доберемся до «царства природы – уголка леса». Прямоугольник – это детский сад, а стрелочками указана дорога к «уголку леса»: обратите внимание, на пути встретятся повороты и развилки (перекрестки, будьте внимательны. Сначала мы пойдем прямо, а затем свернем направо. Запомнили? Повторите наш маршрут. (Дети идут, пользуясь маршрутной картой, на каждом повороте или развилке делают остановку и обсуждают с воспитателем, куда они пойдут дальше, проговаривая при этом выбранное направление движения).
-Ребята вот мы и пришли в наш «уголок леса», посмотрите вокруг. Сколько деревьев – больших и маленьких растёт в нем!
Игра «Прятки с деревьями»
-Ребята, спрячьтесь за деревьями, которые вам знакомы. (Дети встают за березу, сосну, клён, рябину).
-Дети посмотрите направо, какое дерево находится справа от вас. А за ним спряталось, что за дерево? (Дети выполняют действия только после указания педагога: отвечать может только тот ребенок, имя которого называет воспитатель).
-Молодцы.
-Ребята вот мы и встретили первое чудо. Посмотрите: деревья тоже играют в прятки. Как называется дерево, которое спряталось (растет) за березой? За сосной? За рябиной? (ответы детей).
Давайте познакомимся с кустарниками, которые растут в нашем, «уголке леса» (дети рассматривают куст сирени).
Обратите внимание, у дерева один ствол, а у кустарника много тонких стволов. Сирень, - это кустарник.
-Посмотрите, на веточках деревьев и кустарников есть листья? Чем отличаются листья березы и рябины? Какой они формы? Какого цвета листочки на деревьях? (Ответы детей).
-Правильно, а если листья на деревьях разноцветные – какое это время года? (Осень).
Наш «уголок леса»- волшебный, здесь могут происходить разные чудеса.
Мы постоим тихо-тихо и прислушаемся к звукам природы: к шуму ветра, шелесту листьев, скрипу старых деревьев. Только помните: без любви ко всему живому вам не удастся проникнуть в тайный мир природы.
Игровое упражнение.
Давайте поиграем. Я буду говорить и показывать движения, а вы повторяйте за мной. Раз, два, три - повернись, в деревцо превратись.
Наши руки - гибкие веточки, (качают руками).
Тело – стройный ствол, (проводят по телу ладонями сверху вниз).
Пальчики листочки (пальцы расставляют, шевелят ими).
Ноги – корни крепкие (ноги расставляют на ширину плеч).
Но вот подул ветерок – задрожали листочки. Ветер подул сильнее – заколыхались веточки. Еще сильнее ветер – закачался ствол….
Молодцы, ребята!
- А что за чудное деревце находится слева от нас рядом с рябинкой. Давайте рассмотрим его (наблюдение):
-Какой величины дерево?
-Какой толщины ствол?
-Есть ли у дерева листья?
-Какие иголочки на ощупь? (ответы детей)
Дети, это дерево называется – лиственница.
- Вот какие чудеса в лесу - у каждого дерева свое имя и наряд: листочки, иголочки.
Игровое упражнение «Я скажу – вы покажите».
Давайте поиграем: я назову дерево, а вы покажите его (дети указательным жестом правой руки показывают названные воспитателем деревья).
-Дети, а что вы видите на земле, чем она усыпана? (листьями, веточками, иголками)
-Откуда они? (упали с деревьев)
-Почему листочки падают? (листочки падают, потому что наступила осень)
-Как называется это явление природы? (листопад)
Какого листочки цвета? (зеленого, красного, желтого)
-Посмотрите опавшие листья, напоминают разноцветный ковер. Такое чудо в природе можно увидеть только осенью.
-Давайте вспомним с вами признаки осени (солнце греет слабо, небо потемнело- стало серым, ветер дует сильнее - стало холоднее, листья меняют цвет, опадают).
Дидактическая игра «Чей листок?»
-Дети, а теперь погуляйте по лесочку, найдите красивый листочек или веточку с иголками, принесите и покажите мне (сбор природного материала).
-Вот такие чудеса можно встретить в лесу. Но чтобы их не потерять, надо лес оберегать.
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам не враги!
- Сейчас мы с вами посмотрим на нашу карту и отметим на ней «уголок леса» и те чудеса, которые мы встретили (дети рисуют прямоугольник - «уголок леса», отмечают дерево без листьев, желтый лист, веточку с иголочками).
- А теперь пришла пора, возвращаться, детвора,
Нашу карту мы возьмем, дружно в группу все пойдем! (Отправляясь обратно в детский сад, пользуются маршрутом, отмеченным в карте, только в обратном направлении, проговаривают маршрут).
После экскурсии: рисунки, поделки из природного материала, дидактические игры, чтение художественной литературы: «Рассказ о кустах и деревьях» М. Ильин Е. Сегал.
Используемая литература:
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва Мозаикак – Синтез 2012г. Дрязгунова В. А «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями»: Пособие для воспитателя детсада-М. : Просвещение,1981.-80с. ;
Нифонтова С. Н. Гаштова «Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей». Учебно – методическое пособие. - СПБ,;ООО «Издательство «Детство – ПРЕСС»,2010-96с.