Получи документы

Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»

Ольга Бочарова
Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»

Программное содержание:

• закрепить знания о разновидностях тканей, учить различать их по внешнему виду. называть отдельные виды ;

• учить различать ткани растительного и животного происхождения, закрепить алгоритм их изготовления;

• познакомить с синтетическими тканями, их свойствами и назначением

• показать зависимость видов тканей и видов одежды;

• Воспитывать аккуратность, бережное отношение к своей одежде.

• Пополнить словарный запас: синтетические ткани, болоньевая ткань, воздухонепроницаемая, непромокаемая, огнеупорная.

Публикация «Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим „В музее ткани“» размещена в разделах

Материал:

Музей ткани представлен различными экспонатами (натуральным и иллюстративным материалами). Прялка, веретено, изображение механического и электрического ткацких станков, иглы, спиц, швейной машины. Коллекция тканей. Образцы кокона тутового шелкопряда, коробочки с хлопком, кусок овечьей шерсти, гербарный образец цветущего льна, катушки с хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитками, образцы шпагата, ниток мулине. Модели с алгоритмом получения тканей из шелка, шерсти, хлопка, льна. Игра «Какая ткань лишняя и почему», атрибуты к игре «Ателье», журналы моды. Куклы в одежде первобытных людей, в сезонной одежде. Картинки с изображением людей в специальной одежде. Работы детей и родителей из тканей.

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

- Ребята, посмотрите, вы все красивые, нарядно одетые, у вас разные вещи и все они сшиты из чего?

- Из ткани.

- И вот сегодня мы побываем в музее ткани. Подойдите ко мне и давайте вместе рассмотрим.

В нашем музее представлены материалы, из которых получают ткани, старинные приспособления и современные машины по переработке сырья для получения тканей, разные виды одежды, игры, схемы и разные образцы тканей, поделки из тканей.

В. -Ребята, скажите, для чего человеку нужны ткани?

Д. – Из нее люди шьют одежду, постельное белье.

В. - А еще как человек использует ткань?

Д. -Из ткани шьют шторы, скатерти, полотенца, салфетки, детские игрушки.

Д. -Тканью обтягивают мягкую мебель.

В. -А что шьют из специальных тканей, вспомните, мы об этом говорили?

Д. -Из специальных тканей шьют паруса, парашюты, мешки, палатки.

В. - Вы назвали почти все, что научились делать из тканей.

2. –А сейчас проходите за столы.

- Давайте вспомним, на какие группы делятся все ткани:

• ткани растительного происхождения;

• животного происхождения;

- Какие ткани относятся к тканям растительного происхождения? (лён и хлопок).

- А какие - относятся к тканям животного происхождения? (шёлк, шерсть).

В. -Мы говорили о том, как много этапов переработки должны пройти лен, хлопок, шерсть, шелк, чтобы стать тканью. Читали «Сказку про козочку и овечку», рассказ «Как рубашка в поле выросла», рассматривали картины «Стрижка овец», «Уборка хлопка».

Перед вами лежат конверты с картинками. Их нужно внимательно рассмотреть, подумать и разложить в таком порядке, каком проводится процесс обработки сырья для получения ткани.

3. Д/и «Разложи по порядку».

В. -Расскажи, …., как ты собрал цепочку.

Д. -Я раскладывал картинки «Как изготавливают шерстяную ткань». Сначала поместил картинку, где овец стригут, затем как шерсть расчесывают специальными гребнями и делают из нее шерстяную нитку, а потом из ниток ткут шерстяные ткани.

В. -А как еще из шерстяных ниток можно изготовить изделие?

Д. -Еще можно связать при помощи спиц, вручную.

В. -Какие вещи чаще всего вяжут спицами?

Д. -Зимние вещи: теплые шерстяные носки, свитера, шапки, шарфики.

В. -Расскажи, в каком порядке ты разложил картинки

Д. –Я собирал картинки, на которых нарисовано как из льна получают ткань. Сначала лен сеют, потом его его убирают и стебли разминают и из них получается волокно. Из волокна прядут нити, наматывают на большие катушки, и ткут льняную ткань. Из льняной ткани шьют простыни, полотенца, скатерти.

В. –Расскажите, в какой последовательности изготавливают шелковую ткань?

Д- На первой картинке изображена гусеничка тутового шелкопряда, она выпускает слюну которая, превращается в тоненькую ниточку, похожую на паутинку. Она обматывается этой ниточкой и образуется кокон, похожий на овальный клубочек. Потом я поставил картинку, где эти нити, намотаны на большие катушки. Их ставят на станок и ткут ткань.

В. Скажи, какую мы выполняли работу, похожую на ткачество? Д. Мы готовили бумажные коврики. Только вместо ниточек использовали полоски бумаги.

В. А кто нам расскажет как изготавливают хлопчатобумажную ткань.

Д. Сначала хлопок сеют. Хлопок любит воду, поэтому его поливают. Когда хлопок созреет, у него появляется коробочка, наполненная волокном, похожим на вату. Хлопок убирают, очищают и отправляют на фабрику. Там из волокна делают нити и ткут ткани. Чтобы ткань была красивой, на неё специальными станками наносят рисунок.

В. Справились с заданием.

А сейчас станем в круг и поиграем.

4. Д/и «Образуй слово». Я буду называть вам ткань, а вы образовывать слово, отвечающее на вопрос «какой?», например трикотаж-трикотажный.

Ситец – ситцевый

Шерсть -

Шёлк – и т. д.

-Ребята, вы хорошо справились с заданиями.

А скажите, вещи из каких тканей носят зимой?

Д. –Из шерсти, вельвета, байки.

В. - А почему?

Д-Потому что они теплые и согревают в мороз.

- А летом лучше одеваться в какие вещи?

-Летом лучше носить одежду из хлопка.

- Почему вы так думаете?

-Д. Потому что ткани из хлопка легкие, мягкие, пропускают воздух. В них летом не жарко.

5. Делаем рекламу

В. Ребята хотите заняться рекламой? Перед вами стойка с вещами, вы должны выбрать одежду, которая больше понравилась и подумать, что можно сказать об этой одежде такое, чтобы её сразу захотели купить?

Послушайте, как это можно сделать.

-Уважаемые господа. Предлагаем вашему вниманию этот сарафанчик. Он сшит из легкой ситцевой ткани, и поэтому, даже в летний день в нем не будет жарко. У него яркая расцветка, поэтому к нему можно легко подобрать шляпку или панамку.

Дети рекламируют 2-3 вещи. Воспитатель напоминает, что в рекламе нужно указать название вещи, из какой ткани она изготовлена, свойства этой ткани, когда и где удобно носить эту вещь.

6. Из истории одежды.

В. -Ребята, как вы думаете, всегда ли одежда была такой удобной и красивой?

-Да, такая одежда появилась у людей не сразу.

Чтоб в морозы не замерзнуть,

Чтоб спастись от холодов,

Человек в любую шкуру

Завернуться был готов.

Шкуру чистил он сначала,

Закреплял, чтоб не упала,

И ходил и в дождь, и в снег

В этой шкуре человек.

-Давайте посмотрим слайд-презентацию.

- Когда-то давным-давно на нашей планете всегда было тепло. Люди обходились без одежды, они прикрывались набедренными повязками из листьев растений. Некоторые племена изготовляли одежду и головные уборы из перьев птиц. Но постепенно стало холодать, люди начали замерзать, их не согревал даже костёр в пещере.

И вот люди придумали: они стали заворачиваться в шкуры убитых зверей. Время шло, на Земле становилось ещё холоднее. Людей уже не согревали шкуры животных. Нужно было что-то надевать под шкуру. И человек научился добывать из растений волокно, прясть пряжу и изготавливать ткань.

-Ребята, а как вы думаете, одежда это хорошо или плохо?

-Одежда это хорошо, она защищает нас от холода зимой, а плохо, что её можно купить за деньги.

-Одежда это хорошо, она в жару защищает наше тело от перегрева, но плохо, что пачкается и рвется.

Вспомните, какие опыты мы проводили, знакомясь со свойствами тканей?

- Мы узнали, что ткань прочная, ее нельзя легко разорвать как бумагу.

-Она не размокает в воде и поэтому ее можно постирать.

- Если ткань помялась её можно разгладить утюгом.

-Когда ткань разорвется, ее можно сшить.

-Если ткань выпачкалась- её можно постирать.

Физкультминутка

Загадки о тканях.

В- А теперь присядьте на свои места. Возьмите коллекции тканей.

- А сейчас я хочу убедиться, что вы по некоторым признакам сможете определить вид ткани.

- Какая ткань гладкая и блестящая? (атласная)

-Покажите ее. Скажите, что шьют из этой ткани.

Д. - Ленты, блузки, карнавальные костюмы, шторы, скатерти.

-Назовите прозрачные ткани (покажите их)

Д. -Капрон, шелк.

-Как называется ткань «в рубчик»?

Д. -Вельвет.

-Какая ткань готовится из голубых цветов?

Д. -Льняная ткань

В. –Какая ткань покрыта ворсинками?

Д. - Бархат.

Молодцы.

Знакомство с новой тканью.

А сейчас я хочу вам рассказать ещё об одной группе тканей. Они называются синтетическими. Это такие ткани, состав которых придумали учёные в лабораториях. К ним относятся болоньевая ткань, капроновая, брезентовая и многие другие ткани. Каждая из них имеет определенные свойства, она или не пропускает воду, или не продувается ветром, или не горит.

-Как вы думаете, какую ткань лучше использовать для палаток, для рабочих костюмов людей, связанных с работой в воде?

Д. -Эти ткани не должны пропускать воду.

- Такие ткани называют водонепроницаемые или непромокаемые.

- Посмотрите на этот гидрокостюм, он сшит из облегающей водонепроницаемой ткани.

- Из какой ткани лучше шить костюмы для пожарных?

-Из ткани, которая не горит.

-Такая ткань называется огнеупорная. Посмотрите,из какой ткани изготовлен костюм пожарного.

-А знаете ли вы, из какой ткани шьют для детей куртки, которые носят осенью и весною?

-Из болоньевой ткани.

- Давайте рассмотрим болоньевую ткань. (предлагаю детям по кусочку ткани) Нити этой ткани не встречаются в природе. Их придумал человек. Обратите внимание, как плотно они прилегают друг к другу. Оттого что ткань такая плотная- её не продувает ветер.

Сложите кусочек болоньевой ткани пополам и потрите края ткани друг о друга, что вы слышите?

Д. -Болоньевая ткань шуршит.

- Давайте проверим, она промокает или нет?

ОПЫТ:.

Мы уже говорили о том, как изготавливают ткань. Давайте вспомним, люди каких профессий заняты в изготовлении одежды?

Д. Модельер придумывает модель, фасон одежды.

Д. -Закройщик, вырезает отдельные детали.

В. -Какие инструменты и приспособления он использует в свой работе?

Д. - (сантиметр, ножницы, мел, чертежи-выкройки)

-А чем занимается швея?

-Швея, сострачивает на машинке из отдельных частей целое изделие.

-Какие инструменты нужны швее?

Д. Ей для работы нужны нитки, иголка, швейная машинка.

Посмотрите на этот буклет и скажите, на какие группы можно разделить одежду?

Д. (на спортивную, рабочую, домашнюю, праздничную, зимнюю, осенне-весеннюю, летнюю)

ИТОГ: - Давайте вспомним, чем мы занимались на занятии?

-Мы побывали в музее ткани.

- С какой тканью мы познакомились?

-Мы познакомились с болоньевой тканью.

-Что узнали о ней?

-Что она воздухонепроницаемая, непромокаемая, плотная, шуршит.

В нашем музее коллекция тканей увеличилась. Но если их называют одним именем – ткани, значит все они, чем-то похожи.

- А чем же? (их соткали из ниток, из них шьют одежду).

Публикации по теме:

Дидактическая игра для старшего возраста «Ателье»Дидактическая игра для старшего возраста «Ателье» Цель: 1) Знакомить с одеждой, тканями. 2) Учить образовывать относительные прилагательные от существительных, образовывать притяжательные.

Дидактическая игра с тканями «Найди пару» для детей 3–6 летДидактическая игра с тканями «Найди пару» для детей 3–6 лет Цель:познакомить детей с новым понятием «ткань», дать представление о разнообразных видах тканей, развивать мелкую моторику и координацию.

Автор публикации:
Основная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим «В музее ткани»
Опубликовано: 26 марта 2015 в 09:40
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД