МААМ-картинки

Основные функции психолога в детском саду

Екатерина Ильина
Основные функции психолога в детском саду

Основные функции психолога связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Публикация «Основные функции психолога в детском саду» размещена в разделах

Задачи работы психолога можно подразделить на две группы: участие в воспитательном процессе в целом, работа в направлении его «психологизации», просвещение персонала детского сада и родителей : передача знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т. п. Вторая группа задач связана с индивидуальной работой с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей. С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определяет особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценивает индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития.

Результатами такой работы являются рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях — разработки приемов коррекционной работы с детьми. К этой группе задач относится и определение готовности ребенка к школе, проведение соответствующей коррекционной работы.

Участие психолога в воспитательной работе:

1) Психологическое просвещение. лекции и беседы, проводящиеся на методических совещаниях и родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т. п. Начиная работу в детском учреждении, психолог информировал коллектив и родителей о своих функциях и задачах, дал представление о том, какую помощь он может оказать.

Темы консультаций и выступлений на педсоветах и родительских собраниях: «Роль природных свойств ребенка, условий его жизни и воспитания в психическом развитии»;«Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп»; «Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению»; «Влияние семейных взаимоотношений на психическое развитие ребенка»;«Создание условий для эмоционального благополучия ребенка»; «Особенности подхода к «трудным» детям»; «Адаптация ребенка к детскому учреждению».

2) Помощь воспитателям в организации жизни детей в группе: оптимальное деление на подгруппы во время занятий, совместной и игровой деятельности. Выбор видов деятельности для того или иного ребенка.

3) Помощь в осуществлении индивидуального подхода к детям: проводимые им обследования детских групп и отдельных детей дают материал для понимания проблем, имеющихся у детей и требующих особого внимания взрослых. Психолог обращает внимание воспитателей и на тех, кто, не будучи «помехой», отличается личностным неблагополучием, — застенчивых, робких, неуспешных, одиноких. Особенности подхода к тому или иному ребенку, меры, которые должны быть приняты для улучшения его эмоционального состояния, психолог и воспитатель вырабатывают в каждом конкретном случае совместно.

4) Психолог намечает и реализовывает ряд специальных видов работы с коллективом детского сада, способствующих улучшению эмоционального состояния педагогов, снятию напряженности, усталости, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми.

Адаптация детей к детскому саду.

Организация подготовки к приему новичков, помощь воспитателям в выборе методов и приемов для завоевания расположения к себе детей, выборе заманчивых игр и развлечений при приеме детей:

До поступления новичка в группу психологи воспитатель знакомиться с родителями и ребенком, стараются установить с ними контакт, узнать об условиях его развития в семье. В ознакомительной беседе с родителями узнают, каковы характерные черты поведения ребенка, его склонности и интересы.

Психолог проводит беседу с родителями об особенностях адаптационного периода, дает рекомендации по взаимодействиям с ребенком в этот период.

На основе наблюдений за вновь прибывшими детьми, психолог помогает воспитателю найти индивидуальный подход к каждому из них.

Психолог помогает воспитателям правильно подобрать игрушки и специально организовать окружающую среду в групповой комнате таким образом, чтобы они не слонялись без дела, не скучали, чтобы у них был выбор действий, чтобы они играли, рисовали, лепили, смотрели картинки, ухаживали за животными. Иными словами, создать условия для возникновения у детей потребности в содержательной деятельности.

Результатом данной работы педагога-психолога является быстрая и безболезненная адаптация детей к условиям пребывания в детском саду, снижение процента заболеваемости в этот период (по сравнению с предыдущими показателями).

Исследование и коррекция взаимоотношений детей в группе.

Важной задачей психолога является диагностика взаимоотношений детей друг с другом. Для этого рекомендуется использовать методику, с помощью которой определяются: отношение каждого ребенка ко всем детям группы, представление ребенка о том, нравится ли он сам каждому из детей его группы, каким является каждый ребенок в глазах всех остальных детей. Можно также узнать, какие дети пользуются особой симпатией или антипатией каждого из сверстников, что именно нравится или не нравится детям друг в друге.

Анализируя протоколы, психолог делает выводы о реальном положении ребенка среди сверстников, выделяет наиболее благополучных и наиболее неблагополучных детей, наметить характеристики каждого ребенка, выявить случаи неудачно или неполно сложившихся взаимоотношений для любого ребенка.

После обследования педагог-психолог определяет основные пути коррекции взаимоотношений между детьми, дает рекомендации воспитателям и специалистам группы по организация и руководство разными видами их совместной деятельности и прежде всего сюжетно-ролевой игрой, так как повышение игровых умений, как правило, благоприятно сказывается на положении ребенка в группе сверстников.

Педагог-психолог может организовать прямую работу по обучению способам правильного общения и реагирования.

Организация разновозрастного общения.

Так как в ДОУ функционируют разновозрастные группы, работа педагога-психолога затрагивает вопросы взаимоотношений и взаимодействия между разновозрастными группами детей.

1) рекомендации воспитателям по организации жизни детей в группах: выбор методов и приемов.

2) Подготовка детей перед переходом в следующую группу, проведение специальных совместных бесед старших и младших детей.

Диагностическая работа психолога.

Организация и проведение индивидуальных обследований проводится по просьбе воспитателя или родителей, заинтересованных в понимании индивидуальных особенностей ребенка и получении советов по работе с ним. Предварительно психолог беседует с воспитателем, выясняет, как последний оценивает ребенка, какие его особенности вызывают тревогу или трудности в его воспитании и обучении, собирает первоначальные сведения о семье ребенка. Наблюдая за ребенком в группе — за его общением с другими детьми и воспитателем, за выполнением заданий на занятиях, за соблюдением режима формирует первоначальное общее представление о ребенке.

Основная цель обследования — создать психологический портрет нормально развивающегося ребенка, который включает в себя характеристику поведения, особенности познавательного и личностного развития ребенка, и на этой основе организовать целенаправленную коррекционную работу.

Результатом диагностической работы являются рекомендации для педагогов и родителей, которые составляются на основе анализа конкретной ситуации развития ребенка. Они могут касаться коррекции познавательного развития, особенностей его эмоциональной сферы, детско-родительских отношений, взаимоотношений ребенка со взрослыми и детьми.

Перспективы работы: продолжать работу по взаимодействию педагога-психолога, воспитателей и специалистов. Создать уголки психолога на стендах информации для родителей во всех возрастных группах. Проводить работу с родителями по информированию о работе и функциях психолога в ДОУ.

Публикации по теме:

Оформление кабинета-психолога в ДОУОформление кабинета-психолога в ДОУ Оформление кабинета психолога в дошкольном учреждении должно отвечать ряду требований – это комфортность, гармоничность, доверительность.

Приглашает психологПриглашает психолог Психолог в детском саду должен не только знать возрастные особенности психического развития дошкольников, но и разбираться во всевозможных.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Основные функции психолога в детском саду
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 14:19
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД