Юлия Туркина
Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы при ДЦП в младенческом возрасте (в доречевой период) являются:
- развитие эмоционального общения со взрослым (то естьстимуляция «комплекса оживления», стремления продлить эмоциональный контакт со взрослым, включения ребенка в практическое сотрудничество со взрослым);
нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата
Развитие подвижности органов артикуляции; стимуляция голосовых реакций, звуковой и речевой активности (недифференцированной голосовой активности, гуления, лепета и лепетных слов);
Публикация «Основные направления коррекционно-педагогической работы при ДЦП» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Темочки
- коррекция кормления (сосания, глотания, жевания). Стимуляция рефлексов орального автоматизма (в первые месяцы жизни — до 3 мес., подавление оральных автоматизмов (после 3-х мес.);
- развитие сенсорных процессов (зрительного сосредоточения и плавного просиживания; слухового сосредоточения, локализации звука в
пространстве, восприятия различно интонируемого голоса взрослого; двигательно-кинестетических ощущений и пальцевого осязания);
- развитие речевого дыхания и голоса (вокализация выдоха, увеличение объема, длительности и силы выдоха, выработка ритмичности дыхания и движений ребенка);
- формирование движений руки и действий с предметами (нормализация положения кисти и пальцев рук, необходимых для формирования зрительно- моторной координации; развитие хватательной функции рук; развитие
манипулятивной функции — неспецифических и специфических манипуляций; дифференцированных движений пальцев рук);
- формирование подготовительных этапов понимания речи.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы при ДЦП в раннем возрасте являются:
- формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению, способности произвольно включаться в
деятельность. Формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
- формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, активизация
собственной речевой активности; формирование всех форм неречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации);
развитие знаний и представлений об окружающем (с обобщающей функцией слова);
- стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
- формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук. – Развитие зрительно-моторной координации. Развитие навыков опрятности и самообслуживания.
Основными направлениями коррекционно-педагогической работы при ДЦП в дошкольном возрасте являются:
- развитие игровой деятельности;
- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). - Увеличение пассивного и активного словарного запаса,
формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;
расширение запаса знаний и представлений об окружающем;
развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;
- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);
- формирование математических представлений;
развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;
подготовка к школе.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:
последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений, коррекция высших корковых функций, воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, профилактика личностных нарушений, профессиональная ориентация.