Ольга Котова
Основные подходы к классификации игр
▼ Скачать + Заказать документы
Основные подходы к классификации игр
А. В. Запорожец и А. П. Усова разработали следующую классификацию :
- Игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры;
- подвижные игры;
- дидактические игры
Несколько другой подход к классификации игры у Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:
- игры с правилами
- подвижные игры
- сюжетные игры
- ролевые
- режиссерские
- игра - драматизация
Публикация «Основные подходы к классификации игр» размещена в разделах
1. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Игры с правилами можно разделить:
- подвижные
- дидактические
В практике воспитания наибольшее значение приобрели следующие группы с готовыми правилами:
- строительные, конструкторские, трудовые игры;
- дидактические, познавательные, интеллектуальные игры;
- игры под музыку, ритмические, хороводные;
- игры - упражнения, игры - занятия, тренировочные;
- игры - шутки, игры - забавы;
- подвижные и спортивные игры.
Во многих из этих игр содержание обучения как бы вплетается в игровой сюжет, интересный и близкий детям по их жизненному опыту. Предлагаемый игровой сюжет (тема игры, последовательность событий) предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает не только помощь в адаптации, но и усвоение знаний, умений, нравственных правил. Дети, действуя в воображаемой ситуации, решая игровые задачи в пределах заданного игрового сюжета, незаметно для себя усваивают заложенный в них учебный материал.
2. Сюжетно -ролевые игры.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры - драматизации -разыгрывание сказок и рассказов, строительные.
При всем разнообразии творческих игр в них есть общие черты: дети сами выбирают тему игры, развивают сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Все это происходит в условиях тактичного руководства взрослых, которое направлено на то, чтобы возбуждать инициативу, активность детей, развивать их творческую фантазию, сохраняя при этом самодеятельность.
Между играми с правилами и творческими много общего: наличие условной игровой цели, необходимость активной самостоятельной деятельности, работы воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх - без этого не может успешно проходить игра, но эти правила, дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета.
Отличия между играми с правилами и творческими заключается в следующем:
в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета.
В играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил.
Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г. К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:
- по области деятельности
(физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические)
- по характеру педагогического процесса
(обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические)
- по игровой методике
(предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации) - по предметной области
(математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные, литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие)
- по игровой среде
(без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, по местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО, технические со средствами передвижения).
Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра - это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно - перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей