Татьяна Новикова
Основные причины эмоционального неблагополучия детей
▼ Скачать + Заказать документы
Основные причины эмоционального неблагополучия детей
Многие родители обращаются к педагогам и психологам с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны или, наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проблемами в эмоциональном развитии невнимательны на занятиях, плохо воспринимают программный материал. Кроме того у них часто возникают трудности в социальной адаптации (неумение общаться со взрослыми и сверстниками, высокая конфликтность). К сожалению, взрослые зачастую не могут понять причин такого поведения ребенка, пытаются ругать, наказывать, тем самым еще больше усугубляя его неуравновешенное состояние. Чтобы помочь родителям найти правильный подход к таким детям, прежде всего надо знать основные причины эмоционального неблагополучия.
Публикация «Основные причины эмоционального неблагополучия детей» размещена в разделах
Во-первых, неблагоприятная обстановка дома. От опытного воспитателя не укроется подобное обстоятельство. Ведь свое отношение к «домашним проблемам» ребенок обязательно отражает в рассказах о семье, рисунках, играх.
Например, Алеша, придя в сад после выходных дней, всегда говорит о том, что дома ему было очень скучно, родители занимались своими делами, погулять или поиграть с ним им было некогда, и он весь день рисовал, а игра у него не получалась. В группе же Алеша – заводила, всегда предлагает темы совместных игр, участвует в распределении ролей.
Марина очень переживает из-за конфликтов между мамой и папой. Девочка ласковая, добрая, но неуверенная в себе, робкая, стеснительная, часто плачет. Обычно она, прижавшись к любимой воспитательнице тихонько рассказывает о том, как ей было страшно, когда папа кричал на маму, как ей было маму жалко. Воспитательница успокаивает: «Не переживай, Мариночка, мама с папой – взрослые, они сами разберутся, все будет хорошо».
Саша жалуется на то, что его наказывают физически: «Когда у меня буковки не получалось писать аккуратно в тетради, папа сказал, что я – бестолочь, и обещал ремня всыпать». Опять на помощь приходит педагог: «Ты научишься хорошо буковки писать, и когда папа придет за тобой, мы покажем ему тетрадку».
Во-вторых, у детей с эмоциональными нарушениями практически всегда деформирована самооценка (занижена, завышена или противоречива и неустойчива) и ожидаема оценка со стороны взрослых.
Например, Маша на вопрос о том. Какая она девочка, отвечает: «Я не знаю, потому что иногда хорошо себя веду, иногда плохо. Вообще-то, мама думает, что я плохая».
Женя так характеризует себя: «Папа часто меня ругает, когда я хулиганю, говорит, что я плохой. Я немного хорошо себя веду, а немного плохо, но я хороший».
Анжелика говорит: «Мама считает, что я и плохая и хорошая иногда: когда ей помогаю – я хорошая девочка, а когда нет – плохая».
В-третьих, для «трудных» детей характерен повышенный уровень тревожности (реже – пониженный). Педагоги отмечают, что такие дети чрезмерно робки, беспокойны, плаксивы, не уверены в себе.