Учарова Заира
Консультация «Основные принципы организации среды»
▼ Скачать + Заказать документы
Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки-обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, пригодный для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям детского возраста.
Публикация «Консультация „Основные принципы организации среды“» размещена в разделах
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы, и др., чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавески, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития могут выступать:
• Уголок для сюжетно-ролевых игр;
• Уголок ряжения (для театрализованных игр)
• Книжный уголок
• Зона для настольно-печатных игр;
• Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и. т. д.)
• Уголок природы (наблюдений за природой);
• Спортивный уголок
• Уголок для игр с водой и песком;
• Уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей-конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.)
• Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели, и пр.) для легкого изменения игрового пространства;
• Игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Развивающая предметно пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная)предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает побуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности- статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариативности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды-это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и. т. д.).