Элла Колосова
Основы социально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Наши современные дети! Какие они? И правомерно ли так ставить вопрос о наших детях? Разве они не такие, как все дети? Разве они отличаются от миллионов таки же детей, живущих, скажем, в 50-60 годы?
Конечно, наши современные дети не такие, какими были их сверстники раньше, в годы существования СССР.
На маленьких гражданах Великой России, живущих уже в XXI веке, в период бурного научно-технического прогресса и замечательных научных открытий, не может не отразиться своеобразие современного исторического периода. Ведь дети все очень разные. Однако мы видим, что даже при наличии бесконечного множества индивидуальных, возрастных различий, сочетания которых создают бесконечное количество неповторимых индивидуальностей, дети одной страны, одного народа в конкретный период отечественного развития характеризуются некоторыми общими чертами, формирующимися под влиянием условий переживаемого периода.
Публикация «Основы социально-личностного развития ребенка в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Например, современные дети стали очень рано проявлять необычную дня их возраста самостоятельность и независимость.
Наши дети во многом, конечно, все те же дети. Как и все, к 3 годам они уже умеют ходить, бегать и действовать с предметами, овладевают разговорной речью. В дошкольном возрасте увлекаются играми, любят животных, охотно слушают сказки, заучивают стихотворения, с увлечением рисуют, строят, лепят, много смеются, шалят.
Существенные изменения совершаются в психике ребенка, между тремя и семью годами. Освоение движений и овладение речевым общением создают богатейшие возможности для приобретения ребенком собственного опыта Он усваивает такой способ познания, как наблюдение, узнает много в жизни окружающей природы и жизни людей. Конечно, ребенок не фотоаппарат, и не все то, что он видит и слышит, с одинаковой точностью запечатлевается в его сознании. Его наблюдения избирательны и определяются желаниями, интересами, чувствами. А больше всего ребенку интересны люди и их взрослая жизнь. Многое для него непонятно, удивительно, возбуждает любопытство и любознательность. Ребенок активно познает окружающий его мир, мир взрослых. Он познает этот мир действую, - через игру. Он играет, и в этой своеобразной деятельности воссоздает своими действиями. речью, переживаниями мир и жизнь окружающих его людей. Ребенок становится доктором - живет, работает, говорит, как доктор, выслушивает больного, ставит ему градусник, волнуется за здоровье пациента. Девочка баюкает, кормит, одевает и наказывает свою дочку - куклу или другого ребенка, играющего эту роль, при этом она подражает в своей игре действиям своей матери.
Чем старше становится ребенок, тем полнее и точнее он наблюдает окружающую его жизнь взрослых людей. Чем больше он овладевает умением играть в коллективе, дружно и разнообразно, тем богаче, содержательнее становятся его игры, тем больший развивающий результат достигается в формировании подрастающего человека.
В дошкольном возрасте оформление и других важнейших для развития ребенка и подготовки его жизни видов деятельности: труда, учения, занятий ИЗО деятельностью, физкультура и спорт.
Нравственный опыт передается от взрослых детям и усваивается в процессе общения, наблюдения и подражания через систему поощрений и наказаний. Общению принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Зная историю и содержание межличностных контактов ребенка в дошкольном возрасте, мы можем многое понять в становлении его как личности. Общение связано с удовлетворением одноименной потребности, которая проявляется довольно рано. Ее выражением является стремление ребенка познанию себя и других людей, к оценке и самооценке.
В дошкольном детстве одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно сказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают близкие люди (взрослые).
Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами.
Последними из нравственных норм усваиваются те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им не практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для усвоения таки правил имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте - об этом мы говорили выше. Именно в них имеют место представление, наблюдение и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания (мл. дошкольный возраст, затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм (старший дошкольный возраст). Они не только сами выполняют их, но и внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся с ними рядом дети следовали этим же правилам и нормам.
Для поведения детей в дошкольном возрасте наступает период, когда оно выходит за рами познавательной саморегуляции и переносится на управление социальными действиями и поступками. Иными словами, наряду с интеллектуальной возникает личностная и нравственная саморегуляция. Нравственные нормы поведения становятся привычными, приобретают устойчивость, теряют ситуативный характер. К концу дошкольного детства у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно.
Довольно рано у ребенка возникает качество, которое в его дальнейшей личностной судьбе играет весьма существенную роль, порождая множество других индивидуально-полезных качеств. Это - стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей. Из данного качества, как из общего корня при нормальном воспитании вырастают потребность в достижении успехов, целеустремленность, чувство уверенности в себе, самостоятельность и многие другие. С ними же связано становление таких важных качеств личности, как ответственность и чувство долга.
У ребенка в дошкольном возрасте формируются и личностные качества, связанные с отношением людям. Это, в первую очередь, внимание к человеку, к его заботам, бедам, переживаниям, успехам и неудачам, сочувствие и заботливость по отношению людям появляются у многих детей-дошкольников, причем не только в игровых ситуациях, но и в реальной жизни.
Старший дошкольник во многих случаях в состоянии разумно объяснить свои поступки, пользуясь для этого определенными нравственными категориями. Это значит, что у него сформировались начала нравственного самосознания и нравственной саморегуляции поведения.
Впервые проблему нравственной регуляции поведения человека выдвинул И. М. Сеченов в 1863 году в главном труде своей жизни «Рефлексы головного мозга», где определяя высший тип произвольности, он написал: «совершая поступок наперекор естественным инстинктам, человек способен сохранить себя как личность». Таким образом, Сеченов утвердил детерминизм в трактовке поведения человека действующего «во имя какого-нибудь высокого нравственного принципам. Формирование волевой личности он связал с нравственной регуляцией ее поступков. Развитие такой регуляции обусловлено ВОСПИТАНИЕМ.
Задача дошкольного воспитателя состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка. Пробудить в восприимчивой детской психике другие гуманные чувства стремление сотрудничеству и положительному самоутверждению
Подчеркивая значение эмоциональны факторов в онтогенезе, Л. С. Выготский писал: «. Жизненный путь личности - это история ее переживаний». Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окраску, что оказывает непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимопониманию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Преимущественно негативный эмоциональный опыт приводит к развитию недоверия миру, отчуждению и нередко провоцирует агрессивные проявления, что обуславливает неадекватное социальное поведение.
Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.