МААМ-картинки

Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие.

маргарита павлова
Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие.

В охране психического здоровья детей важная роль принадлежит адаптации к новым условиям среды. В возрастном развитии ребенок должен пройти ряд ступеней социализации (детские ясли, детский сад, начальная школа и т. д., в каждом из которых множество факторов, предъявляющих новые и нелегкие требования к организму.

Сопоставление адаптационных возможностей организма с предъявляемыми к нему требованиями на каждом этапе онтогенеза выявляет свои физиологические зоны риска, которые необходимо учитывать при проведении мероприятий, направленных на сохранение и укрепление и психического и физического здоровья детей.

Публикация «Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие,» размещена в разделах

Посещение ребенка ДОУ – один из наиболее существенных критических периодов его жизни. Для большинства детей – это эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на 1 –м году посещения ДОУ, во многом зависит будущее психоэмоциональное развитие дошкольника в последующие годы.

При поступлении в ДОУ на ребенка влияет комплекс факторов : детский коллектив, личность воспитателя, изменение режима. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптационных реакций. Для включения этих реакций необходимо наличие трех условий:

1. Внешние воздействия должны быть для организма необычными, новыми.

2. Ответная перестройка организма происходит в результате более длительного и многократного воздействия.

3. Возникающая в организме перестройка биологически целесообразна.

Исходя из этого, и следует рассматривать изменения, наступающие в организме детей при поступлении в ДОУ, и оценивать степень и темпы адаптации.

Поиск информативных и объективных критериев адаптации чрезвычайно важен, оценка течения адаптации имеет огромное практическое значение, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выяснить причины ее срыва и провести соответствующие корригирующие мероприятия. При решении вопроса, адаптировался ли ребенок к ДОУ, мы исходили из представления о том. Что под этим следует понимать комплекс сдвигов, характеризующий переход системы на новый, более высокий, устойчиво сохраняющийся уровень функционирования.

На протяжении двух лет наблюдались 110 детей 46 мальчиков и 64 девочек.

Данные литературы и собственные исследования позволили выделить сферы жизнедеятельности ребенка в ДОУ, приспособление к которым необходимо на данном возрастном этапе. К ним относятся:

1. уровень развития интеллектуальных качеств, что обеспечивает возможность своевременно перестраивать поведение и деятельность согласно предъявляемым требованиям,

2. Волевая активность,

3. Усвоение норм поведения,

4. Успешность социальных контактов (отношение к сверстникам, к воспитателю, к родителям,

5. Эмоциональное благополучие.

На основании предложенных критериев для исследования процесса адаптации разработана схема наблюдения, позволяющая давать количественную оценку не только отдельных сторон адаптации, но и интегральный показатель, характеризующий этот процесс. Схема содержит пять шкал, отражающих разные стороны процесса приспособления ребенка к ДОУ. Количественная оценка производится на основании балльных показателей отдельных поведенческих реакций. В каждой шкале представлено шесть позиций от 0 до 5 баллов. Формы поведения, оцениваемые 5, 4, и 3 баллами, отражают разный уровень адаптации; оцениваемые 2, 1 и 0 баллов – свидетельствуют об отсутствии адаптации.

Общий интегральный показатель адаптации вычисляется суммированием по всем перечисленным шкалам, и размах его значений находится в пределах от 0 до 25 баллов. Его величина может свидетельствовать о степени адаптации :

1. Полная адаптация – интервал от 11 до 25;

2. Частичная адаптация–от 5 до 10 (т. е. имеющиеся у ребенка формы поведения хотя бы в одной из выделяемых сфер дошкольной жизни не соответствует предъявляемым требованиям);

3. Дезадаптация или отсутствие адаптации – от 0 до 4 баллов.

Результаты наблюдения за дошкольниками 2-3- летнего возраста в течение года показали, что приспособление к ДОУ протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости.

Первая группа. Большинство детей(65%)адаптируются в течение двух первых месяцев посещения ДОУ. Они выполняют все требования воспитателя, доброжелательны и послушны. Хорошее настроение, спокойное эмоциональное состояние отмечается у них на протяжении всего периода наблюдения. Остальные дети могут испытывать затруднения в любой сфере их жизни в коллективе. У одних детей возникают сложности в социальных контактах. У других детей трудности сопряжены с выполнением правил поведения. Однако в конце октября происходит смена поведенческих реакций: нормализуются взаимоотношения, улучшается поведение.

Вторая группа. Ее составляют дети с неустойчивой адаптацией (25%). Их отличают два показателя: более длительный период проявления неблагоприятных форм поведения.

Подобный характер приспособления связан, прежде всего, с плохой подготовкой детей к посещению ДОУ. Эти дети не умеют самостоятельно есть, умываться, одеваться и т. п. В начальный период посещения ДОУ у детей данной группы должна произойти существенная перестройка, которая требует достаточного времени. В поведении этих детей преобладают неадекватные поступки, что вызывает сложности во взаимоотношениях с воспитателями и сверстниками. Лишь в конце первого полугодия негативные формы поведения сменяются у них более адекватными. Изменение поведенческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, однако его значения не достигают высокого уровня.

Третья группа. Для этих детей (10%) характерно нарушение нормальных форм социальной адаптации. Это проявляется в негативных формах поведения, проявлении отрицательных эмоций, нежелании посещать ДОУ. Их отличают неустойчивость по всем выделенным критериям, неуклонное снижение интегральной оценки.

Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего носят временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему психосоциальному развитию.

Используемый нами метод не только позволяет оценивать уровень приспособления детей к ДОУ, но и помогает определить сферу наибольших затруднений у ребенка, что может служить ориентиром для проведения направленных психопрофилактических мероприятий. В работах отечественных и зарубежных авторов нарушения адаптации рассматриваются как предпосылки для развития разного рода патологических состояний. Наиболее распространены у дошкольников следующие симптомы : страх перед посещением ДОУ, воспитателем, негативизм, отсутствие интереса к играм, уход в себя, частые простудные и другие заболевания и др.

Сам факт патогенного воздействия нарушений адаптации на организм человека общепризнан. На поведенческом уровне психологический дискомфорт личности ребенка проявляется в агрессивных действиях или общей заторможенности, усилении невротизации. Длительное пребывание организма в состоянии напряжения способствует ослаблению функций, т. е. развитию болезни.

Адаптация детей к ДОУ в значительной степени определяется личностными особенностями воспитателя. Наблюдения показали, если воспитатель поддерживает дисциплину строгостью, порицает плохое поведение и ко всем детям проявляет одинаковые требования, это, безусловно, не способствует их адаптации. У многих детей вырабатывается отрицательное отношение к детскому саду. Если ровное, доброжелательное отношение к детям – это необходимое требование профессиональной этики всех воспитателей ДОУ, то в ясельных группах оно приобретает ни с чем несравнимое значение, т. к. психика маленького ребенка особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из неблагоприятных микро социальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление алкоголем, конфликты в семье, приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке интеллектуального развития, формированию нежелательных личностных качеств. Во время посещения ДОУ индивидуальные различия между детьми увеличиваются, индивидуальные умения и навыки, склонности и черты характера постоянно дифференцируются. Чтобы стимулировать и использовать возможности развития каждого ребенка, воспитатель должен не только знать об этих особенностях, но и учитывать их в своей работе.

Таким образом, система дошкольного воспитания – в какой-то степени визитная карточка страны. В ней отражается уровень научно-технического прогресса и социальной справедливости, а также обозначены перспективы на будущее. Социальная политика в области дошкольного воспитания ориентирует на познание, использование и развитие всех социальных и педагогических возможностей для оптимального развития личности ребенка.

Павлова М. К. ,Елисеева Е. В.

Публикации по теме:

Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё.

Использование элементов песочной терапии с детьми раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего.

Здоровьесберегающий подход в процессе адаптации ребёнка к дошкольному учреждению Частой причиной болезней человека является стресс, который он получил в младенчестве или раннем детстве. И трудно представить себе более.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению: сущность и методы // 1. Возрастные особенности детей раннего возраста Возрастные особенности – это специфические свойства личности инди-вида, его психики,.

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути реализации» Консультация для родителей: «Адаптация ребенка к дошкольному учреждению. Пути их реализации» Цель: помочь родителям в адаптации детей.

Консультация для родителей «В детский сад с радостью. Адаптация ребенка к дошкольному учреждению» В детский сад с радостью Родители, впервые отдающие ребенка в детский сад должны знать, что необходимо: - заранее познакомиться с условиями.

Особенности адаптации детей к детскому саду: виды адаптации и как подготовить ребенка к детскому саду .

Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Памятка для родителей «Адаптация ребёнка к дошкольному учреждению» Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы.

Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду В статье представлены теоретические подходы к пониманию сущности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие.
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 19:42
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению и факторы ее определяющие.» (включая файлы) размещена пользователем маргарита павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

16 июня. День медицинского работника. Передвижка. «Врач. Медицинский работник»

День медицинского работника отмечается в России ежегодно в третье воскресенье июня. Поздравляем медработников и рассказываем детям об этой замечательной и такой важной профессии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД