ТАТЬЯНА ЛОБАНКИНА
Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду
В статье представлены теоретические подходы к пониманию сущности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада. Проведен анализ экспериментального исследования особенностей психологической адаптации детей 2-3 лет к детскому саду.
Публикация «Психологические особенности адаптации ребенка 2–3 лет к детскому саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
Ключевые слова: ранний возраст, психологическая адаптация детей, социальная адаптация, трудности адаптации в раннем возрасте, стадии адаптационного процесса.
Поступление ребенка в детский сад является одним из переломных моментов в жизни ребенка. Как отмечает Т. В. Костяк, для ребенка детский сад является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями, что обуславливает возникновение механизмов приспособления, протекание различных фаз адаптационного процесса [5]. Актуальность исследования проблемы психологической адаптации детей 2-3-летнего возраста к дошкольному образовательному учреждению обусловлена ее практической значимостью, поскольку изучение данного вопроса позволяет определить оптимальные психолого-педагогические условия, приемы и методы, обеспечивающие успешную адаптацию детей раннего возраста в детском саду.
Адаптация как предмет научного осмысления изучается с точки зрения различных подходов. Л. И. Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На его ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув, таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Автор отмечает, что ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации, а на основе сформировавшихся ранее качеств личности он так или иначе преломляет воздействия среды и сознательно или несознательно занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. В процессе формирования сознательной регуляции поведения осознанные цели все в большей мере контролируют и направляют аккомодационную и ассимиляционную активность развивающегося субъекта. На достаточно высоком уровне развития последняя находит выражение в том, что субъект из существа, усваивающего накопленный человечеством социальный опыт, превращается в творца этого опыта [3].
Исследуя особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении, Е. В. Барышникова указывает, что «адаптация является сложным процессом приспособления организма к новым социальным условиям, которое сопровождается эмоциональной нестабильностью детей, изменениями в их поведении, в физическом и психическом развитии» [2]. В исследовании С. В. Королевой дано определение понятия социальная адаптация детей раннего возраста, которая трактуется как «процесс приспособления ребенка раннего возраста в условиях среды дошкольном образовательного учреждения, ограниченный временными и пространственными рамками, результатом которого является адаптированность ребенка в социуме» [4, с. 7].
Выделены параметры, определяющие процесс адаптации детей раннего возраста к ДОУ. Исследователи Института педиатрии РАМН выделили следующие показатели адаптации :
нарушение сна. В период адаптации у детей нарушается сон (это касается и засыпания, и пробуждения). Недостаток сна сказывается на самочувствии и оказывает комплексное негативное влияние на нервную систему, поскольку сон относится к периодически возникающему функциональному состоянию, обеспечивающему восстановление психических и физических резервов организма;
нарушение питания. Процесс адаптации ребенка сопровождается снижением аппетита либо его нарушением. Это связано в первую очередь с непривычной пищей, а также с повышенной вследствие адаптационного стресса нервной возбудимостью. У некоторых детей могут наблюдаться кратковременные желудочно-кишечные расстройства, что может стать причиной снижения веса;
нарушения настроения. Нарушение настроения выражается прежде всего в проявлении отрицательных эмоций в общении и негативных поведенческих реакций, таких как капризность, подавленное состояние или, наоборот, повышенная возбудимость, гневливость, агрессивные проявления, плаксивость;
понижение иммунитета (частые заболевания). Вследствие адаптационного стресса у детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ, реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии [1].
Следует отметить, что трудности, с которыми сталкиваются дети раннего возраста в период адаптации, могут привести к неблагоприятной ее форме – дезадаптации. В научной публикации Е. В. Барышниковой дана характеристика детей раннего возраста с разной степенью адаптации :
«у детей с легкой степенью адаптации преобладает хорошее настроение, они интересуются сверстниками и сами идут на контакт со взрослыми. Признаки невротических реакций у таких детей не наблюдаются, отношения с близкими не нарушены, они редко болеют, не отказываются от еды и спокойно укладываются спать;
дети со средней степенью адаптации характеризуются адекватным поведением. Однако в основном проявляют безразличие по отношению к сверстникам, хотя и не отказываются от общения с ними. Речевое развитие у таких детей замедляется, отмечается снижение аппетита и нарушения сна;
категория детей с тяжелой степенью адаптации, как правило, избегает общения со сверстниками, не идет на контакт со взрослыми, проявляет агрессию. У таких детей наблюдаются нарушения эмоционального состояния, выражающиеся в длительном плаче во время бодрствования или крике во время сна. У них преобладает снижение аппетита или отказ от еды, замедление речевого развития и двигательной активности. Как правило, дети с такой степенью адаптации часто болеют респираторными заболеваниями [2].
В зависимости от тяжести симптоматических проявлений у ребенка в адаптационный период выделяются три периода привыкания ребенка к новым социальным условиям, то есть три этапа адаптационного процесса :
острый (дезадаптация). Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
подострый (адаптация). Ключевым на этом этапе адаптации являются активное освоение новой среды и выработка соответствующих ей форм поведения. Отмечается постепенное уменьшение изменений в деятельности разных систем, их функционирование стабилизируется – нормализуется аппетит (в течение 10-15 дней, развиваются игровая деятельность и речевая активность (в пределах 40-60 дней). Неблагоприятные сдвиги в поведении ребенка уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
компенсации (адаптированность к определенным социальным условиям). В этот период нормализуются и достигают своего исходного уровня, а иногда и превышают его все регистрируемые показатели процесса адаптации ребенка [6, с. 18-19].
Итак, адаптация ребенка раннего возраста к условиям ДОУ – это процесс приспособления ребенка в условиях среды дошкольного образовательного учреждения, ограниченный временными и пространственными рамками, который включает широкий спектр индивидуальных реакций ребенка. Адаптация включает следующие уровни: социально-психологический уровень (навыки самообслуживания, коммуникативные и личностные особенности, психофизиологический (особенности психомоторного развития) и педагогический уровень (компетентность педагогов). Показателями адаптации (дезадаптации) являются нарушение сна и питания, нарушения настроения, понижение иммунитета. В зависимости от степени адаптированности выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень адаптации. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения обусловлена уровнем его здоровья, условиями воспитания в семье, особенностями отношения и общения с ребенком педагога, а так же организацией его деятельности и индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Список литературы
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада : управление процессом, диагностика, рекомендации / авт. -сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель, 2008.- 188 с.
2. Барышникова Е. В. Изучение психологической адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению // Концепт. – 2015. – № 03. – ART 15066. – 0,3 п. л. – URL : https://ekoncept.ru/2015/15066.htm.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб: Питер, 2010. - 400 с.
4. Королева С. В. Проектирование процесса социальной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: автореферат дис.. кандидата педагогических наук: 13.00.01/Королева Светлана Викторовна. - Москва, 2010. - 25 с.
5. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду/Т. В. Костяк. М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 176 с.
6. Сидоркина Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого-педагогическое образование / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 92 с.