Алия Равкатовна Свистунова
Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля.
Руководитель фольклорного ансамбля определяет, формирует и направляет всю организационную и творческую деятельность ансамбля. От его личности вкуса, художественных позиций, приверженности тем или иным исполнительским стилям, теоретических и практических знаний зависит направленность ансамбля на освоение тех или иных регионов, исполнительский состав, степень сложности и уникальности репертуара, интенсивность концертной практики.
Публикация «Особенности деятельности руководителя фольклорного ансамбля» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Руководитель определяет не только творческое направление коллектива в целом. От его взглядов на народно-певческое искусство зависит манера пения и степень приближенности к традиции, аутентичного исполнительства, характер интерпретации и сценической театрализованности концертной программы.
Формируя репертуар ансамбля, руководитель пользуется различными источниками. В одних случаях это сборники фольклорных песен, а в других – расшифровка записей фольклорных экспедиций. В третьих – собственные материалы руководителей.
Для многих коллективов источником репертуара является фонд записей народных песен, собранный в фольклорных экспедициях самими участниками ансамбля. Работа по собиранию и поиску интересных материалов также организует и направляет руководителя. Он воспитывает в участниках заинтересованность и стремление к знакомству и общению с сельскими жителями, учит понимать их образ жизни, уклад и быт, который является для крестианской жизни естественной средой. Благодаря фольклорным экспедициям создается уникальная возможность живого практического перенимания исполнительского опыта и своеобразие певческого искусства подлинных народных певцов. Кроме того, фольклорная экспедиция во многом влияет не только на формирование участников как исполнителей, но и на их моральные взгляды и нравственную культуру как личности.
Формируя творческое лицо ансамбля, в одних случаях руководитель опирается только на собственные силы, в других – приглашает к участию в творческом процессе музыкантов-фольклористов, филологов, хореографов или других специалистов, способных помочь ему и коллективу в освоении представляемых исполнительских стилей.
В подавляющем большинстве «взрослых» фольклорных коллективов руководитель не ограничивается лишь репетиторской деятельностью, он активно участвует в сценическом творческом процессе, выполняя роль лидера и ведущего исполнителя. Такая практика закономерна, поскольку исходит со стороны аутентичного исполнительства.
Организуя учебно-творческий процесс, руководитель занимается воспитанием певческого, хореографического и актерского мастерства не только всего коллектива в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности, особенности характера и его психофизические свойства у каждого исполнителя. Такая работа помогает развить личностные качества певцов, определить творческого лидера, играющего не маловажную роль в жизни коллектива.
Формируя художественно-исполнительский стиль своего ансамбля, руководитель постоянно занимается самообразованием и развитием культурного кругозора коллектива, организуя посещение концертов, театральных и эстрадных спектаклей, выступлений и репетиций других ансамблей фольклорного направления и бытовых аутентичных коллективов.
Совместно с творческим активом ансамбля или самостоятельно руководитель ищет, отбирает и готовит учебный концертный репертуар, осуществляя следующую работу, которая предваряет разучивание:
• Подвергает выбранный материал всестороннему музыкально-теоретическому анализу; определяет жанр и место песни в исторической периодизации и её принадлежность к той или иной стилевой традиции; выявляет певческо-исполнительские особенности и трудности, выбирает исполнительский состав.
Вникнув в музыкально-поэтический замысел, решает, следует ли осуществить аранжировку, переложение или регионально стилевую обработку данной песни, отредактировать, сократить, добавить или скомбинировать текст с учетом основного смысла содержания или обойтись без «вторжения» в песню.
• Определяет необходимость, характер и степень импровизации или варьирования отдельных фрагментов или всей песни в целом и решает, как будет разучиваться партитура, с его голоса, по нотам, с фонозаписи или комбинировано.
• Осознает роль и значение песни предполагаемой концертной программы и возможные пути ее сценического воплощения.
• Определяет необходимость, роль, характер и степень инструментального сопровождения и хореографического движения, элементы и формы театрализации создание ее как концертного номера.
• Учитывает и предполагает, как избежать возможных сложностей восприятия песни собственным коллективом и аудиторией, особенно мало знающей и плохо представляющей себе фольклорную культуру.