МААМ-картинки

Особенности формирования доброжелательных отношений у дошкольников

Светлана Герасимова
Особенности формирования доброжелательных отношений у дошкольников

Считается, что на материале сказок или рассказов взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо». Предполагается, что тем самым ребенок будет стремиться к совершенствованию. Однако жизнь показывает : все не так просто. Да, большинство детей уже в 3-4 года отличают «хорошие» поступки от «плохих», прекрасно знают : с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.

Публикация «Особенности формирования доброжелательных отношений у дошкольников» размещена в разделах

Другая форма нравственного воспитания согласно программам – организация совместной деятельности дошкольников, игровой или продуктивной. Опять-таки считается, когда дети рисуют картинки или разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества, общения. Тем не менее нередко совместные занятия кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия. Оценке его действий (фиксированных в вербальных определениях) обычно предшествует видение и непосредственное восприятие. Так познается сверстник,так создается представление о нем. Эта причина – невнимательность – «закрывает» другого, она же способствует, замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор, причина которых – обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности.

Благоприятные условия воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений :

• Эмоциональный комфорт для каждого ребенка.

Сформированность положительных взаимоотношений между детьми.

• Организация совместной деятельности. перекликается с предыдущим положением, так как дошкольник часто оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку сверстников.

• Уважение права ребенка на развитие индивидуальности.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основной метод воспитания : подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается : уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию доброжелательных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не укрепление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном «Я» за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

В последнее время формирование положительной самооценки, поощрение и признание достоинств ребенка рассматриваются как главные методы социального и морального воспитания. Этот метод опирается на уверенность в том, что раннее развитие самосознания, положительная самооценка и рефлексия обеспечивают эмоциональный комфорт ребенка, способствуют развитию его личности и межличностных отношений. Такое воспитание направлено на самого себя, на самосовершенствование и подкрепление своей положительной оценки. В результате ребенок начинает воспринимать и переживать только самого себя и отношение к себе со стороны окружающих. А это, как было сказано выше, является источником большинства проявлений не гуманности и проблемных форм межличностных отношений

Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность «увидеть» другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности и единства с другими. Стратегия нравственного должна предполагать отказ от конкуренции и, следовательно,оценки. Любая оценка (как отрицательная, так и положительная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных и отрицательных качествах, и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, ему сложно следовать на практике. Поощрение и порицание прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность. Ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге на разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников

Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия («дразнилки», «обзывалки» и т. д.). Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т. д.) , то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и т. д.). Поэтому работа воспитателя, направленная на развитие нравственных чувств, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей. Вместо этого в качестве общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и др.

Кроме того, данная работа должна исключать какое – либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

Таким образом, воспитание нравственных чувств должно базироваться на следующих принципах :

• Безоценочность. Любая оценка (независимо от валентности) способствует фиксированности на собственных качествах, достоинствах и недостатках.

• Отказ от реальных предметов и игрушек. Появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного взаимодействия.

• Отсутствие соревновательного начала в играх и на занятиях.

Главная цель воспитания гуманности и доброжелательности заключается в формировании общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров. Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное, толерантное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание, сорадование и содействие.

ЛИТАРАТУРА:

Смирнова Е. О. Влияние условий воспитания на становление нравственных качеств дошкольника// Прикладная психология, 2001 г. №2

Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения детей : диагностика, проблемы и коррекция М., Владос, 2003 г.

Дошкольное воспитание №8 2003 г. стр. 73

Программа «Дружные ребята» авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук Р. С. Буре)

Публикации по теме:

Дидактическая игра по русским народным сказкам для детей от 5 до 7 лет «Два терема» Цель: различать и называть героев русских народных сказок. Описывать характер героев сказки, уметь оценивать их поступки. Различать добро.

Сказка глазами малышей Сказка глазами малышей Что такое сказкотерапия? Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко использованное педагогами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования доброжелательных отношений у дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2014 в 12:42
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД