Людмила Ушакова
Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования
▼ Скачать + Заказать документы
Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государству требование к оценке качества образования. Решение этой проблемы возможно в процессе осуществления модернизации системы российского образования и реализации инновационных подходов к оценке качества образования.
Публикация «Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования» размещена в разделах
Одним из интегральных показателей качества образования сегодня должно быть здоровье обучающихся, воспитанников, с одной стороны, и сформированность мотивации к самостоятельному сохранению и развитию собственного здоровья, с другой стороны. Если первая часть вопроса больше зависит от развитости системы здравоохранения, то вторая полностью относится к воспитанию и образованию ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи.
По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% детей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения. Выявленные особенности здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о необходимости проведения системных профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Особое внимание следует обратить на физическое развитие и здоровье дошкольников. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда следует это начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Детские сады обеспечивают определенный уровень сохранения и укрепления здоровья, но, тем не менее, в этом возрасте из-за малоподвижного образа жизни, больших нагрузок здоровье детей с каждым годом ухудшается, уменьшается доля здоровых детей и увеличивается количество детей с различными хроническими заболеваниями. Большой процент заболеваний приходится на ОРВИ. Таким образом, посещая детский сад, дети не ухудшают свое здоровье, но и не улучшают.
Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, когда дети наиболее интенсивно растут и развиваются. Педагогам необходимо правильно организовывать воспитательно-образовательную деятельность с детьми, нужно учитывать их индивидуальные особенности, взаимодействовать с родителями воспитанников, ведь фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Кроме того, воспитатель должен объяснить детям, что здоровье - это наивысшая ценность в жизни.
Одним из механизмов решения проблемы здоровья детей является формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) с помощью различных методов физической культуры.
Установлено, что формирование основ ЗОЖ и предпосылок мотивации к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспериментальных группах значительно отличается от формирования таких основ и предпосылок у детей контрольной группы.
Результаты исследований показывают, что использование разнообразных методов физической культуры повышают эффективность, поскольку опираются на психофизиологические особенности детей дошкольного возраста [1; 6]. В этот возрастной период происходит рост и развитие организма, увеличивается объем легких [7].
Важно, что у ребенка в этот период роста и развития особенно остро проявляется биологическая потребность в движении как ведущей деятельности. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности и сочетается с новой потребностью ребенка - в самоутверждении. В связи с этим реализация биологической потребности в движении в условиях детского сада может являться наиболее перспективным направлением в решении задач повышения уровня здоровья через занятия физическими упражнениями и развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, которые в дальнейшем позволят успешно адаптироваться к новой ведущей деятельности - учебной.
Формирование основ ЗОЖ важно строить на интересе детей к занятиям физическими упражнениями. Это позволяет формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к факторам рис-ка, среди которых зависимые от школы факторы (увеличение нагрузки, лимит времени, конфликты в системе педагог - ребенок, ребенок - ребенок и др.). Физическая и спортивная культура ребенка - это фундамент, на котором формируется здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].
Литература
1) Зимонина В. А. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым. - М. : ВЛАДОС, 2013.
2) Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 13-16.
3) Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. - М., 2011. - 105 с.
4) Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. - М., 2014. - 256 с.
5) Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : АРКТИ, 2010.
6) Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2012.