Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования

Людмила Ушакова
Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования

Современное общество осознает масштабность проблемы низкого качества здоровья детей, в частности дошкольного возраста, и предъявляет государству требование к оценке качества образования. Решение этой проблемы возможно в процессе осуществления модернизации системы российского образования и реализации инновационных подходов к оценке качества образования.

Одним из интегральных показателей качества образования сегодня должно быть здоровье обучающихся, воспитанников, с одной стороны, и сформированность мотивации к самостоятельному сохранению и развитию собственного здоровья, с другой стороны. Если первая часть вопроса больше зависит от развитости системы здравоохранения, то вторая полностью относится к воспитанию и образованию ребенка в условиях образовательного учреждения и семьи.

По данным исследований НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, только 5-7% детей дошкольного возраста здоровы, до 25% страдают хроническими заболеваниями, у 60% имеются функциональные отклонения. Выявленные особенности здоровья и физического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о необходимости проведения системных профилактических и оздоровительных мероприятиях в условиях дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).

Особое внимание следует обратить на физическое развитие и здоровье дошкольников. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда следует это начинать?

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.

Детские сады обеспечивают определенный уровень сохранения и укрепления здоровья, но, тем не менее, в этом возрасте из-за малоподвижного образа жизни, больших нагрузок здоровье детей с каждым годом ухудшается, уменьшается доля здоровых детей и увеличивается количество детей с различными хроническими заболеваниями. Большой процент заболеваний приходится на ОРВИ. Таким образом, посещая детский сад, дети не ухудшают свое здоровье, но и не улучшают.

Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, когда дети наиболее интенсивно растут и развиваются. Педагогам необходимо правильно организовывать воспитательно-образовательную деятельность с детьми, нужно учитывать их индивидуальные особенности, взаимодействовать с родителями воспитанников, ведь фундамент здоровья человека закладывается в раннем возрасте. Кроме того, воспитатель должен объяснить детям, что здоровье - это наивысшая ценность в жизни.

Одним из механизмов решения проблемы здоровья детей является формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ) с помощью различных методов физической культуры.

Установлено, что формирование основ ЗОЖ и предпосылок мотивации к сохранению и развитию собственного здоровья у детей в экспериментальных группах значительно отличается от формирования таких основ и предпосылок у детей контрольной группы.

Результаты исследований показывают, что использование разнообразных методов физической культуры повышают эффективность, поскольку опираются на психофизиологические особенности детей дошкольного возраста [1; 6]. В этот возрастной период происходит рост и развитие организма, увеличивается объем легких [7].

Важно, что у ребенка в этот период роста и развития особенно остро проявляется биологическая потребность в движении как ведущей деятельности. Эта потребность проявляется в единстве с потребностью получения удовольствия от участия в двигательной деятельности и сочетается с новой потребностью ребенка - в самоутверждении. В связи с этим реализация биологической потребности в движении в условиях детского сада может являться наиболее перспективным направлением в решении задач повышения уровня здоровья через занятия физическими упражнениями и развитие физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, которые в дальнейшем позволят успешно адаптироваться к новой ведущей деятельности - учебной.

Формирование основ ЗОЖ важно строить на интересе детей к занятиям физическими упражнениями. Это позволяет формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье, что подразумевает высокую сопротивляемость организма к факторам рис-ка, среди которых зависимые от школы факторы (увеличение нагрузки, лимит времени, конфликты в системе педагог - ребенок, ребенок - ребенок и др.). Физическая и спортивная культура ребенка - это фундамент, на котором формируется здоровая жизнедеятельность и здоровый стиль жизни [2].

Литература

1) Зимонина В. А. Воспитание ребенка - дошкольника. Расту здоровым. - М.: ВЛАДОС, 2013.

2) Исакова Е. Формирование у детей навыков ЗОЖ / Е. А. Исакова, Т. B. Смородина // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 3. - С. 13-16.

3) Кочеткова Л. В. Оздоровление детей в условиях детского сада / Л. В. Кочеткова. - М., 2011. - 105 с.

4) Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М. А. Рунова. - М., 2014. - 256 с.

5) Кузнецова М. Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: АРКТИ, 2010.

6) Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников. - СПб., 2012.

Публикации по теме:

Осуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТОсуществление преемственности дошкольного и начального общего образования в рамках реализации Фгост и ФГТ В марте 2013 года ВИПКРО выпустил сборник "Инновации в дошкольном образовании", в котором опубликована статья Антоновой Н. Г. и Горенец Н. С.

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Тело, организм, эмоции
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Особенности формирования ЗОЖ у детей дошкольного возраста различными средствами в условиях дошкольных образования
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 19:34
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм». Тема: «Золотая рыбка». Цель...
«Юные эколята-молодые защитники природы»
Сегодняшние дошкольники- это завтрашние природопользователи, и только от нас взрослых зависит будут ли они разумными природопользователями или неразумными...
Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...