Пискунова Алиса
Особенности и последовательность усвоения грамматических признаков имени существительного
Грамматические признаки
Грамматические признаки – это составляющие любой части речи. Для чего они нужны? Для того чтобы отделить одну часть речи от другой, чтобы выявить ее индивидуальные качества. Грамматические признаки слова могут быть как общими, так и индивидуальными, т. е. принадлежать конкретной части речи. Общие грамматические признаки. Для всех частей речи существует определенный набор признаков, которые можно применить к любому слову.
Грамматические признаки имени существительного:
Имя существительное — это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?
Публикация «Особенности и последовательность усвоения грамматических признаков имени существительного» размещена в разделах
Грамматические признаки существительных можно разделить на постоянные и непостоянные.
Постоянные признаки — это признаки, которые не изменяются в зависимости от формы существительного. К ним относятся склонение, род, одушевленность/неодушевленность, собственные/нарицательные.
Непостоянные признаки — это признаки, которые изменяются в зависимости от формы существительного. Это падеж и число.
Последовательность усвоения имён существительных у детей дошкольного возраста можно представить в виде трёх периодов, которые выделил А. Н. Гвоздев:
Первый период (1 год 3 месяца — 1 год 10 месяцев). В этот период слова используются в предложениях в одной и той же неизменной форме.
Второй период (1 год 10 месяцев — 3 года). На этом этапе дети начинают замечать различную связь между словами в предложении и использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончаниями –ы, -и, формы винительного падежа с окончанием –у.
Третий период (3 года — 7 лет). В этот период усваиваются все частные грамматические формы, детали морфологического выражения грамматических категорий: использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи. Окончательно в этом возрасте дети овладевают всеми типами склонения.
Усвоение категорий числа:
В первую очередь усваиваются грамматические категории с отчетливо выраженным конкретным значением. Именно поэтому раньше всего ребенок усваивает число существительных, т. к. разница между одним и несколькими предметами особенно наглядна.
Ошибочно полагать, что различие между один и не один становится очевидным для ребенка, когда он начинает употреблять существительные в форме множественного числа. Сама форма может употребляться ребенком без осознания грамматического значения, которое за ней закреплено во взрослом языке. Проведенные наблюдения свидетельствуют о том, что предвестниками усвоения категории числа являются такие слова в лексиконе ребенка, как еще, еще один/одна, другой.
Когда ребенок усваивает категорию числа, у него вызывают недоумение существительные, обозначающие парносоставные и сложносоставные предметы, имеющие форму множественного числа: ножницы, грабли, брюки и т. п. Форма множественного числа подобных слов указывает не на количество предметов, а на внутреннюю их структуру. Это своего рода ограничение основного усвоенного ребенком правила относительно того, что форма единственного числа закреплена за одним предметом, форма множественного — за множеством предметов.
В нашем языке есть небольшая группа существительных, у которых отсутствует форма единственного числа (каникулы, ножницы). К школьному возрасту такие ошибки у большинства детей, как правило, исчезают. О том, что количественные противопоставления сформировались в языковом сознании ребенка, можно говорить лишь тогда, когда формы множественного числа употребляются вполне осмысленно, когда появляются противопоставления двух форм хотя бы одного слова.
Усвоение категорий рода и одушевленности:
В детском языке до определенного периода действует «двухродовая система»: мужской род — женский род, а средний род отсутствует. Это связано с тем, что средний род не может быть семантически обусловлен, так как отсутствует какая бы то ни было связь с полом. В этом случае слова среднего рода ребенок относит либо к женскому роду, либо к мужскому, так как:
средний род по системе окончаний косвенных падежей неотличим от мужского рода (города — окна, городу — окну)
форма именительного падежа среднего рода при безударности окончаний совпадает по звучанию с аналогичной формой женского рода (зеркало — комната).
Эти обстоятельства и обусловливают тот факт, что дети усваивают средний род гораздо позднее, чем мужской и женский. Для ряда существительных можно констатировать конфликт так называемого «морфологического» и «синтаксического» рода. Речь идет о словах на - А типа дядя, дедушка, юноша и т. п. Маленькие дети могут устраняют это противоречие в пользу рода «морфологического» («Где моя ПАПА?»). Такое возможно, однако, только на самом раннем этапе развития, когда ребенок еще не имеет представления о половом различии живых существ. Однако, когда ребенок оказывается в состоянии усвоить реальные различия между полами живых существ, образуется база для овладения грамматическим противопоставлением существительных мужского и женского рода.