МААМ-картинки

Особенности и проблемы развития личности одаренного ребенка в условиях современного общества

Гунько Юлия Олеговна
Особенности и проблемы развития личности одаренного ребенка в условиях современного общества
▼ Скачать + Заказать документы

Прежде чем говорить об особенностях и проблемах развития личности одаренного ребенка, рассмотрим сам термин «одаренность».

Одаренность - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). [1, c. 78]

Публикация «Особенности и проблемы развития личности одаренного ребенка в условиях современного общества» размещена в разделах

Особенности воспитанников могут быть замечены в ходе воспитания и развития, во время выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Одаренных детей обычно выделяет повышенный интерес к окружающему миру и желание всё исследовать, они обычно обладают феноменальной памятью, рано овладевают связной речью. [2. c, 27]

Как сказал знаменитый германский деятель А. Бебель: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образовываться и развиваться». Так и в нашем случае нужно во время заметить одарённого ребенка и помочь ему в становлении и развитии его личности.

По мнению многих ученых, одаренные воспитанники чаще всего имеют заниженную самооценку и социальную неуверенность, что серьезно замедляет и затрудняет их развитие. Повышенная требовательность к себе, желание достичь идеала, стремление не подводить неудачами родителей часто становятся причиной занижения самооценки.

Одаренные дети более полно воспринимают окружающую действительность, рассматривают ситуацию со всех сторон, следят одновременно за несколькими событиями и воспринимают происходящее на свой счет. Тяжело воспринимают несправедливое отношение со стороны окружающих, несовершенство современного общества. Им нужно помочь понять, что не все негативные замечания и комментарии относятся к ним, что многие люди говорят и действуют бездумно. Важно чтоб родители отнеслись адекватно и с пониманием к перепадам настроения ребенка и к его стремлению исправить несправедливость общества.

Большое влияние на становление личности одаренного ребёнка оказывает семья и то, как она воспринимает его одаренность. Здесь важно не давить на ребенка, позволять ему развивать свои способности, не бояться их, нельзя запрещать ребенку тянуться к знаниям, даже если на ваш взгляд эти знания в его возрасте не нужны, так же не нужно чрезмерно восхищаться особенностями ребёнка, это может негативно сказаться на становлении его личности.

Таким образом, в вопросе воспитания одарё нных детей большая ответственность ложится на плечи специалистов: воспитателей, психологов. Ведь они должны во время выявить у детей способности, помочь и направить родительское воспитание.

С недоверием, а иногда откровенной враждебностью одаренные дети сталкиваются, увы, не только в семье, но и в детском саду, и школе. Им, самым любопытным и пытливым, становится неинтересно на занятиях потому, что они уже знают материал, а давать дополнительные задания одаренным детям не все педагоги считают нужным. Их попытки узнать что-то новое за рамками программы или поделиться своими знаниями, встречает неудовольствие сверстников, а иногда, к сожалению и педагогов, его начинают считать выскочкой, в результате одаренный ребенок сталкивается с отчуждением.

Так как одаренные дети имеют более высокий уровень умственного интеллектуального развития, они нуждаются в несколько иных методах преподавания.

В детском саду проектная деятельность, на мой взгляд, является решением проблемы, мы отступаем от привычного в ходе занятий задания алгоритма действий ребенка, а даём ему возможность решать, как действовать, самостоятельно. В процессе проектной деятельности перед ребенком появляется проблема, которая требует решения. И он исследует варианты решения и выбирает самый подходящий. При этом важно обсудить все варианты, их эффективность и потом решить, что именно нужно сделать.

Большинство педагогов ДОУ очень чутко относятся к детям и эмоционально поддерживают их, но эта поддержка не должна переходить в готовность выполнить творческую работу за воспитанника. Педагог должен организовать проблемную ситуацию и отойти в сторону, чтобы ребенок искал и предлагал решение сам, а не действовал по заранее заданному образцу.

В качестве эмоциональной разгрузки во время занятий можно так же предложить воспитанникам, например, сделать из конструктора фигурки животных, цветов. Вообще использование нетрадиционных материалов расширяет границы для творчества. Можно делать аппликации из пуговиц, рисовать картины крупой, мастерить игрушки из коробок, украшать поздравительные плакаты конфетами.

Благодаря реализации ФГОС создается возможность для развития одаренности и творческого потенциала личности воспитанников, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Практически каждое занятие может быть использовано как площадка для выявления и поддержки одарённых воспитанников, развития и закрепления их творческого потенциала.

Главное не останавливаться перед трудностями, не бояться нестандартных решений и не считать одаренность чем-то странным, мы педагоги должны помочь детям найти себя и не растерять своих способностей.

Литература

1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. II. - М., 1980.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М. : Прогресс, 1986. - 420с

3. Доровской А. И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. – М. : Российское педагогическое агентство, 1997. – 312 с

4. Веракса Н. Е. «Проектная деятельность дошкольников»- М. :Мозаика-Синтез, 2014.- 60 с

Публикации по теме:

Одарённые дети Ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта. Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические и физиологические.

Психологическое сопровождение программы «Одаренные дети» (семинар-практикум для воспитателей) Семинар-практикум «Психологическое сопровождение программы «Одаренные дети» в образовательном учреждении. Среди детей может оказаться ребенок,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности и проблемы развития личности одаренного ребенка в условиях современного общества
Опубликовано: 28 ноября 2014 в 21:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности и проблемы развития личности одаренного ребенка в условиях современного общества» (включая файлы) размещена пользователем Гунько Юлия Олеговна (УИ 275388) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД