МААМ-картинки

Особенности конструктивного взаимодействия с подростками

Татьяна Воробьева
Особенности конструктивного взаимодействия с подростками

Тема семинара: Особенности конструктивного взаимодействия с подростками

Цель: Создание условий для актуализации представлений о конструктивном взаимодействии. Развитие внутреннего потенциала для увеличения способности к открытому и эффективному взаимодействию с подростками

Трудно не согласиться с мнением, что общаться с подростками сложно, а общаться с девиантными подростками вдвойне сложно. Подростки нашей школы имеют устойчивое противоправное поведение, склонность к формированию криминальной личности. Основная характеристика девиантных подростков – всегда противостояние окружающим, нарушение правил, ниспровержение авторитетов. Мы вынуждены принять данный факт и научиться строить отношения с подростками. Кроме того данные отношения должны по максимуму носить конструктивный характер. Безусловно, все мы владеем определенными навыками конструктивного взаимодействия, и сегодня мы собрались с вами, чтобы актуализировать наш внутренний потенциал, запас знаний по данной проблеме, возможно, о котором мы сами и не подозреваем.

Публикация «Особенности конструктивного взаимодействия с подростками» размещена в разделах

Возникает вопрос: «А с чего же начинать конструктивное взаимодействие? На что мы должны опираться в первую очередь?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее упражнение:

Посмотрите, пожалуйста, на матрешку (куклу и т. п.) и опишите то, что вы непосредственно видите.

В данном случае эта матрешка и выступала в роли нашего подростка. Каждый увидел со своей позиции определенную ее сторону. Кто-то предположил, что с другой стороны она выглядит по-другому, а кто-то предположил, что внутри матрешки еще что-то есть. Следовательно, при построении эффективного взаимодействия, на что нам следует опираться в первую очередь, что нам следует учитывать?

Действительно, при построении конструктивного взаимодействия мы должны «видеть» не только внешнюю оболочку человека, «трудного» подростка, но и учитывать, что он личность, учитывать всевозможные его грани, чувства и внутренние качества. Нам следует помнить, что внутри каждого «колючего» ребенка прячется маленький незащищенный, как в данном случае, скрытый под множеством оболочек цыпленок.

Итак, мы выявили главный акцент, от чего нам следует отталкиваться при взаимодействии с воспитанниками.

Далее я предлагаю определить, что же непосредственно относится к конструктивному взаимодействию, а что к деструктивному. Я думаю, что вы без труда с этим справитесь, так как у каждого из вас имеется определенный практический опыт. Для этого вам нужно разбиться на пары.

Задание: Запишите на одной стороне листа слово деструктивное, а на другой конструктивное (крупными буквами). Я предлагаю вам придумать и записать слова-ассоциации на каждую букву данных слов. С одной стороны листа у вас будут ассоциации на деструктивное взаимодействие, а с другой на конструктивное. Ассоциации могут быть любой части речи

Например: Д-драка; К-крик; К-комплимент и т. д.

(По мере называния, ассоциации записываются на доску)

Теперь, вы можете добавлять ассоциации на любую букву алфавита, то, что вам кажется, мы еще упустили.

Таким образом, мы обобщили наши знания о деструктивном и конструктивном взаимодействии.

Отношения подростков и взрослых часто сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Данные конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение взрослого в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, использование влияния группы и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.

И в заключение нашей встречи, мне хотелось бы дать несколько практических рекомендаций по предупреждению конфликтов за счет конструктивного общения.

- Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению подростков, даже тогда, когда они противоположны вашему

- Всеми силами боритесь со своими негативными эмоциями по отношению к другим воспитанникам или хотя бы с их внешними проявлениями.

- Избегайте в общении крайних, резких и категоричных оценок.

- Общаясь с детьми, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте их в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали.

- Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику.

- Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности воспитанника, а не его личность и работу в целом.

- Критикуя одного ребенка, не стоит сравнивать его с другими, лучшими.

- Прежде чем начать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения.

- Фундаментальный принцип конструктивного ведения спора – уважительное отношение к оппоненту.

- Излишние эмоции представляют главную опасность конструктивному развитию спора.

Основными доминантами конструктивного взаимодействия, как с подростками, так и с окружающими людьми будут следующие:

Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.

Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находиться в данный момент.

Похвала – оценочное суждение, в которой человека сравнивают с другим, при чем это сравнение в его пользу.

Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Данные доминанты являются также и профилактикой перехода на деструктивные способы взаимодействия.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о праздничном параде в честь 9 маяФотоотчёт о праздничном параде в честь 9 мая С Великим Днём Победы, дорогие коллеги! День Победы - это один из самых почитаемых праздников для россиян. Нет, не только для россиян,.

План работы с трудными подростками в детском домеПлан работы с трудными подростками в детском доме План работы с трудными подростками на 2013-2014 уч. год. 1.«Учимся общаться в обществе: процесс разрешения конфликтов.» Задачи: Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности конструктивного взаимодействия с подростками
Опубликовано: 25 февраля 2015 в 07:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД