ЕКАТЕРИНА ГОРЯЧЕВА
Особенности коррекционной работы по формированию фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности кор. работы по формированию фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР.
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
В первую очередь у детей должна быть уточнена артикуляционная основа для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа. С этой целью используются сохранные звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывают артикуляционных затруднений.
Публикация «Особенности коррекционной работы по формированию фонематического слуха и восприятия у детей с ФФНР» размещена в разделах
Фронтальные занятия по уточнению артикуляции, по развитию фонематического восприятия и по подготовке детей к анализу и синтезу звукового состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми.
Затем в определенной последовательности включаются поставленные к этому времени звуки.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).
Такая последовательность работы позволяет очень рано включать упражнения в различении звуков, что способствует спонтанному появлению в речи детей новых звуков и значительно облегчает 2-й этап работы над дифференциацией. Благодаря развившемуся слуховому контролю этот этап завершается значительно быстрее.
С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Упражнения в звуковом анализе и синтезе, опирающиеся на четкие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
Этапы формирования ФС и ФВ :
1. Узнавание не речевых звуков – голоса природы, шумы, звучание муз. инструментов.
- определение звукового предмета, источника;
- определение места нахождения источника звука (далеко, близко);
- определение качества звучания (громко, тихо)
2. Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, фраз, узнавание говорящего, качество звучание голоса, упражнения на акцент звучащую структуру слова, т. е. особенности строения зависящие от качества, прием тотакирования (угадывание стихотворения по ритму).
3. Различение слов близких по звуковому составу.
4. Дефференциация слогов.
5. Дефференциация фонем.
6. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза – умение определять количество слогов, отхлопывать ритм слов разной слоговой структуры, выделять ударный слог, проводить анализ гласных и согласных звуков.