Вера Тишко
Особенности образовательно-коррекционной работы воспитателя логопедической группы. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО – КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ЛОГОПЕДИЧСКОЙ ГРУППЫ
Работа воспитателя в логопедической группе имеет свои особенности.
Воспитатель детского сада для детей с нарушением речи выполняет помимо общеобразовательных и ряд коррекционно-развивающих задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Публикация «Особенности образовательно-коррекционной работы воспитателя логопедической группы, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
При этом воспитатель обращает своё внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов. Этим создается основа для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в конечном итоге влияет на эффективное овладение речью.
Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость овладения теми же видами деятельности, которые предусмотрены программой в массовой группе. Воспитатель, особое внимание должен уделить развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления,
Особое внимание необходимо уделять развитию познавательных интересов детей. При этом нужно учитывать своеобразное отставание в формировании познавательной активности, которое складывается у детей под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
В задачу воспитателя, входит также создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой неполноценностью, формирование интереса к занятиям. Реализация указанных задач возможна на основе хороших знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей.
Воспитателю необходимо уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения ребенка, вовремя замечать признаки повышенной нервозности, конфликтности, или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении, формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредотачивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых па логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных грамматических форм и т. п. В случае необходимости воспитатель в тактичной форме исправляет речь ребенка.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной. Следует избегать сложных инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.
В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, по-разному реагирующих на свой дефект, на коммуникативные затруднения, на изменения условий общения.
Все занятия проводятся с учетом лексических тем, которые дети проходят с логопедом группы. Воспитатели пополняют, уточняют и активизируют словарный запас воспитанников, в процессе всех режимных моментов (во время дежурства, на прогулке, во время трудовой и самостоятельной деятельности детей) ; систематически контролируют грамматическую правильность речи детей, в течение всего времени общения с воспитанниками.
Воспитателю, работающему с детьми с общим недоразвитием речи, важно помнить, что несвоевременная коррекция речи в дошкольном возрасте неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, и успешное обучение в массовой школе окажется под угрозой. Поэтому, понимая важность и необходимость проведения общеобразовательной и коррекционно-развивающей работы, необходимо оказывать помощь каждому ребенку.
Воспитатель должен помнить, что после родителей он для воспитанников главный человек. Именно на него равняются дети, от него ждут поддержки, помощи, тепла и доброты.