Надежда Мартынова
Особенности проектной деятельности с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен (а это – главные задачи воспитания детей в ДОУ, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.
Публикация «Особенности проектной деятельности с детьми раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей раннего возраста.
Особое внимание следует уделить формированию простейших навыков опрятности и самообслуживания, закладывать фундаменты гигиенической культуры, формированию доступных правил поведения.
Современные требования, предъявляемые к образовательному процессу в дошкольном учреждении, меняют систему управления дошкольным образованием, определяют необходимость выработки новых подходов к педагогической деятельности
Эффективным средством организации современного образовательного процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
В настоящее время выделяют следующие этапы и уровни формирования проектной деятельности у дошкольников : первый – от 2,5 до 5 лет – подражательно-исполнительский; второй – от 5 до 6 лет – развивающий; третий – от 6 до 7 лет – творческий.
Подражательно-исполнительский уровень характеризуется тем, что дети младшего и среднего дошкольного возраста не могут еще самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей. Поэтому активная роль в проекте принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников. Осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне, через выполнение детьми заданий, предложенных взрослым.
Мною была предпринята попытка реализовать подражательно-исполнительский уровень проектной деятельности с детьми раннего возраста. Наиболее доступной, понятной познавательной областью для детей 2 - 3 лет являются воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование здорового образа жизни.
Актуальность проекта
Отсутствие у детей раннего возраста, систематизированных культурно-гигиенических навыков, необходимость выполнения правил личной гигиены: умение детей всегда быть опрятными, замечать неполадки в своей одежде, правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Цель проекта
Формирование у детей 2-3 лет культурно-гигиенических навыков, приобщение детей к культуре поведения
Задачи проекта :
- Формировать простейшие навыки во время умывания: умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться носовым платком и расческой.
- Приучать следить за своим внешним видом.
- Формировать элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
Участниками проекта стали дети первой младшей группы. В ходе реализации проекта была проведена предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме: «Гигиена ребенка», чтение потешек: «Водичка, водичка…», «Расти коса…», чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Мотивация проекта – новая кукла Катя.
К нам пришла, кукла Катя.
Давайте познакомимся!
Здравствуй кукла Катя!
Куклу раздеваем, в гости
в группу приглашаем
Подарки для куклы Кати
Так же проводились дидактические игры: «Это нужно нам зачем» (с предметами туалета). Да здравствует, мыло душистое и полотенце пушистое!
Научим куклу умываться!
Совместно с детьми была проведена инсценировка потешки «Водичка, водичка».
Моем руки чисто, чисто
А потом лицо умыли,
Глазки, носик- все помыли…
Полотенцем утирались,
В зеркало смотрели, любовались!
Научим куклу Катю кушать!
Научим куклу Катю вытирать ротик!
Играем с куклой Катей.
Очень интересной и увлекательной для детей стала работа по изготовлению плаката с отпечатками ладошек, испачканных красками.
Вот теперь у крошек- чистые ладошки!
Конечные результаты реализации проекта.
• с помощью взрослого приводить себя в порядок;
• пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, мылом, расческой, горшком);
• держать ложку в правой руке;
• при небольшой помощи взрослого одеваться и раздеваться.
На заключительном этапе проекта для родителей был оформлен уголок «Советы родителям», по развитию навыков самообслуживания, была подготовлена папка-передвижка «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
Таким образом, разнообразие методов и приемов позволили сформировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Подводя итоги можно сказать, что технология проектирования дает эффективный результат в организации педагогической деятельности с детьми, которая достигается в процессе совместной работы педагога, детей и родителей над определенной проблемой.