Приложение МААМ

Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии

Виктория Щепетьева
Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии
▼ Скачать + Заказать документы

Современные тенденции развития системы образования, в том числе и для детей с ограниченными возможностями здоровья, приводят к осознанию необходимости пересмотра сложившихся подходов к формам, методам и технологиям обучения детей данной категории, а также к организации и содержанию специальной психологической помощи. Современная концепция психолого-педагогического сопровождения специального образования базируется на принципе активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка с ОВЗ к коррекционно-реабилитационному процессу. Таким образом семья ребенка с нарушениями развития не только формулирует запрос, обозначает его специальные потребности, но и становится активным участником коррекционно-реабилитационных мероприятий, несет ответственность за их эффективность [12, c. 187].

Публикация «Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии» размещена в разделах

В первую очередь необходимо изучить социальную ситуацию развития ребенка, особенности его семейного воспитания, возможности и потребности членов семьи, их готовность к участию в коррекционно-развивающем процессе. При этом важно помнить, что семья в связи с рождением ребенка с отклонениями в развитии находится под воздействием сложного комплекса психогенных факторов, включающего пролонгированную психическую травматизацию, социальную, информационную и эмоциональную депривацию. психотравмирующим факторам, отрицательно воздействующим на социально-психологический статус семьи, относятся: основной травмирующий фактор (рождение ребенка с ОВЗ); информационная депривация (недостаток информации о создавшейся ситуации, неясность возможных путей ее изменения в лучшую сторону или приспособления к ней); социальная и эмоциональная депривация (непонимание, негативное отношение со стороны окружающих людей и связанные с этим переживания родителей, членов семьи ребенка-инвалида).

Кроме многочисленных внутрисемейных возникают и внешние конфликты, разнообразные стрессовые ситуации, на которые члены семей, воспитывающих особенного ребенка, реагируют обостренно. Нелегкое бремя основных трудностей, связанных с воспитанием особенного ребенка, обеспечением его необходимым уходом, реализацией его основных потребностей (в пище, одежде и т. д., оказывается непосильным при отсутствии поддержки со стороны общества. Не секрет, что семья, в которой появляется ребенок с ОВЗ, не получает достаточной социальной поддержки (причем важна не только материальная, но и эмоциональная, информационная поддержка такой семьи со стороны общества, часто оказывается отторгаемой окружающими, подвергается стигматизации.

В большинстве случаев при появлении в семье ребенка с нарушениями развития происходит резкое ограничение ее социальных контактов, иногда прерываются существовавшие ранее взаимоотношения с друзьями и даже родственниками. Последовательность этапов трансформации отношения членов семьи к ситуации появления ребенка с отклонениями в развитии описана разными исследователями (А. В. Абрамова, В. А. Вишневский, Н. В. Мазурова, Р. Ф. Майрамян, Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, И. А. Скворцов, В. В. Ткачева, М. Стоун, Ф. Станг, Р. Иллингворт, К. Давис, А. Росс, Э. Шухарт, В. Хакенберг и др.). Анализ психологических закономерностей переживания психогенных ситуаций указывает на наличие нескольникх этапов эмоциональной адаптации к произошедшим негативным событиям (фаза отрицания и протеста, фаза депрессии и фаза принятия, социальноэмоциональной адаптации). При этом длительность протекания каждого из адаптационных периодов и степень выраженности личностных и поведенческих реакций членов семьи проявляются по-разному [13, c. 89-92].

Тип воспитания ребенка с отклонениями в развитии формируется под влиянием психогенных реакций его родителей. Родители часто испытывают чувство неполноценности, ущербности, усугубляемое, к сожалению, отношением окружающих к ним и ребенку, которое может быть неблагоприятным. Даже если семьи не распадаются, в них нередко возникают проблемы межличностных отношений, конфликты по поводу воспитания ребенка, разделения обязанностей по уходу за ним. Неблагоприятный психологический статус родителей приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. В семьях, воспитывающих детей с нарушениями развития, часто возникают патологические стереотипы воспитания по следующим типам :

1. Гиперопека и симбиоз.

2. Доминирующая гиперпротекция (мелочный контроль).

3. Потворствующая гиперпротекция (воспитание по типу «кумира семьи»).

4. Воспитание посредством вызова чувства вины.

5. Эмоциональное отвержение.

6. Воспитание посредством нарочитого лишения любви.

7. Гипопротекция (безнадзорность, гипоопека.

Согласно официальным данным практически все без исключения родители считают, что они сами должны активно учавствовать в обучении и воспитании ребёнка. Среди опрошенных 70% родителей в качестве главного фактора, влияющего на формирование личности ребенка, выделили именно семью, 20% – отметили ведущее влияние школы, и 10% – поставили и семью и школу в равные позиции. Большая часть родителей (80 %-признали важность консультаций со специалистами и готовы обратиться за помощью к ним при первой возможности. Лишь 20% родителей отметили, что обращаются к специалистам крайне редко и считают, что семья должна сама справляться с возникающими трудностями, полагая, что психолог либо другие специалисты не в состоянии способствовать решению проблемы. Из вышесказанного можно сделать вывод, что данный факт обусловлен тем, что родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, не всегда имеют полное представление о функциях и профессиональных задачах специалистов системы психолого-педагогического сопровождения в образовательной организации, а также о содержании той помощи или поддержки, которую они могут получить в конкретных условиях.

Информационное обеспечение психологической поддержкой родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включает в себя также создание сайта для родителей, на котором они могли бы находить интересующие их материалы по проблемам образования и воспитания детей с ОВЗ, подготовленные специалистами, получать их заочные консультации, а также общаться между собой, делиться опытом и получать необходимую поддержку [17, c. 378].

Публикации по теме:

Интегрированные занятия для детей с нарушениями речиИнтегрированные занятия для детей с нарушениями речи Для успешной организации коррекционно-образовательной работы с детьми с нарушениями речи необходим комплексный подход. В его реализации.

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Игры для детей с нарушениями в развитии Игры- наиболее доступный и эффективный метод, дающий возможность воздействовать на ребенка при его непосредственной активной помощи. Игра.

Индивидуальная образовательная программа как основа работы с детьми со сложными нарушениями в развитии ФГОС ДО предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Так, учитываются потребности.

Презентация-подборка игр для детей с нарушениями речи Основной вид детской деятельности в ДОУ- это игра. поэтому предлагаю вниманию учителей-логопедов свою презентацию-подборку дидактических.

Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиПрименение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениями Применение технологии кроссенс «Эмоции» в развитии интеллектуальных способностей дошкольников с ментальными нарушениямиСегодня мы встречаем.

Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные. Чтобы помочь таким детям и семьям,.

Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитииРазвивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии Развивающие пособия «Тактильные мешочки» и «Массажные коврики» в реабилитационной работе с детьми с нарушениями в развитии ЦНС и заболеваниями.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Взаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игрыВзаимодействие воспитателей группы и логопеда в развитии связной речи дошкольников при помощи сюжетно-ролевой игры Между игрой и речью существует двухсторонняя связь. Речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии
Опубликовано: 26 сентября 2022 в 13:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психологической помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Щепетьева (УИ 1605046) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД