Альбина Васильева
Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Изучением особенностей развития детей с нарушение зрения занимается наука тифлопедагогика – отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей.
На современном этапе развития общества главной целью воспитания детей с нарушением зрения является подготовка к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении, то есть интеграции в общество зрячих и успешная социализация в нем.
Публикация «Особенности работы с родителями детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Якутская республиканская специальная (коррекционная) школа-интернат является единственным в республике учебным заведением для детей с патологией зрения, основанным в далеком 1938 году. В 2014 году школа отметила свой 75-летний юбилей. Ежегодно в школе обучаются более 200 детей из улусов республики, г. Нерюнгри, г. Мирный, г. Якутска и его пригородов. Обучением, воспитанием и развитием детей с патологией зрения занимаются тифлопедагоги – учителя, имеющие специальное дефектологическое образование, к которым отношусь и я.
По окончании школы выпускники получают такой же аттестат о среднем образовании, как выпускники массовых школ, и могут продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях с целью получения достойного образования и профессии. Успешное социальное развитие детей с патологией зрения во многом зависит от умелой организации работы с родителями.
Моя 18-летняя педагогическая работа с детьми и их родителями, а также определенная специфика работы с детьми, имеющими патологию зрения, показали, что родители недостаточно интересуются воспитательным процессом, проходящим в стенах школы-интернат.
Таким образом, передо мной встала задача привлечения к воспитательной работе родителей. С целью мотивации родителей в 2010 году мной создан клуб «Осознанное родительство». Главная цель клуба – поиск и решение совместных проблем в деле воспитания: создание воспитательной среды, ориентированной на совместное решение поставленных воспитательных задач. В программе были поставлены следующие цели:
• Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям;
• Наметить план сотрудничества педагогов и родителей;
• Вызвать интерес к воспитательной деятельности;
• Сплотить коллектив педагогов, воспитанников и их родителей.
Представленная программа была одобрена на педагогическом совете. основными формами организации работы были : круглый стол на тему «Воспитание младших школьников» (2010г., совместная инсценировка воспитанников и родителей русской народной сказки «Снегурочка и Лиса» (2010г., совместный конкурс с мамами «Дочки-матери» (2010г., совместно с родителями конкурс «Волшебный мешочек» (2012 г., «Новогодняя елочка» (2012 г., спортивная эстафета между семьями «Веселые старты» (2012 г.).
С целью мотивации родителей были проведены также совместные экскурсии в развлекательный центр «Планета Кидс», музей им. Ярославского. Посетили зоопарк «Орто Дойду», музей «Сокровищница Якутии». Традицией стало проведение больших общешкольных праздников «Здравствуй, лето!», «Дары осени» и др., которые проводят сами родители.
Многие намеченные мероприятия клуба проводятся с участием специальных служб школы: социального педагога, психолога, медицинских работников. На каждого ученика преподавателями и специалистами школы составляется карта психолого-медико-педагогического сопровождения, в которую заносятся все данные воспитанника. Систематически проводится экспертиза мероприятий с целью определения эффективности работы клуба, ее рациональности и действительности. Вся работа построена на сотрудничестве коллектива обучающихся, педагогов-предметников, классных руководителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей. Воспитательная работа клуба проводится по плану мероприятий. При их подготовке и проведении педагогами используется метод создания ситуации выбора и успеха. При планировании работы клуба воспитатели основываются на анализе воспитательной работы в классе с позиции личностно-ориентированного подхода к каждому воспитаннику.
Все вышеперечисленные мероприятия отличаются высоким качеством подготовки, оригинальными формами проведения, коррекционной и социально значимой направленностью. Совместно проведенные с родителями мероприятия объединяют, дают возможность проявить творческие способности, а также способствуют установлению контакта и развитию взаимодействия родителя с ребенком, формированию благоприятного эмоционального фона, снижению тревоги и повышению психологического тонуса слепого и слабовидящего ребенка, способствуют эффективности учебно-воспитательного процесса и коррекции недостатков зрения, т. е. помогают достичь высокой степени компенсации в коррекционно-педагогической работе в целом.