Анастасия Левина
Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми. Преодоление застенчивости
▼ Скачать + Заказать документы
Застенчивость – состояние психики и обусловленное им поведение человека, характерными чертами которого являются нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе. Она проявляется в различных формах: лёгкий дискомфорт, необъяснимый страх, паника, глубокий невроз, депрессия.
Застенчивых детей можно условно разделить на три группы по степени выраженности у них застенчивости.
Публикация «Особенности работы воспитателя с застенчивыми детьми, Преодоление застенчивости» размещена в разделах
Первая группа детей предпочитает уединение, а не общение с другими людьми. Они оказываются наедине со своим внутренним миром, миром книг, природы, искусства, предметов и явлений. Это обычно творческие, робкие, отрешенные дети.
Вторая группа детей чувствует страх или неловкость при столкновении с определенными обстоятельствами или определенным типом людей. Такие дети в замешательстве легко смущаются, иногда пытаясь скрыть застенчивость под маской развязности и напористости. Основная проблема таки детей – недостаточная уверенность в себе и отсутствие навыков человеческих взаимоотношений. Это самая многочисленная группа.
Третья группа – хронически застенчивые дети, которые ощущают страх, когда требуется сделать что-либо публично. Единственный выход для них – убежать, спрятаться. В худшем случае застенчивость принимает форму невроза или перерастает в депрессию.
Причин застенчивости много : предрасположенность детей с возбудимой и чувствительной нервной системой; несформированность коммуникативных навыков; наследственная предрасположенность; ребенок-первенец в семье; навешивание ребенку ярлыка застенчивости; страх перед неопределенностью жизненных ситуаций при раннем отстранении ребенка от матери.
Симптоматика застенчивости также обширна : от физических проявлений (учащенное сердцебиение, потливость, тихий голос, опущенный взгляд, красное от волнения лицо, скованность мышц, стесненное дыхание) до внутреннего ощущения неловкости, беспокойства, несамостоятельности и избегания проявления инициативы.
Диагностировать застенчивость у детей можно различными способами : анализ продуктов деятельности детей (рисунки, аппликации, выдуманных историй, сказок, педагогическое наблюдение за их взаимодействием с другими детьми, собеседование с родителями, опекунами, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, руководителем физического воспитания, музыкальным руководителем, работающими с этими детьми и другое.
Существуют некоторые методики по выявлению застенчивости у детей на ранних этапах:
методика Галигузовой Л. Н. «Проба на застенчивость» ( анализ поведения ребенка в различных ситуациях: индивидуальная деятельность, беседа, рассматривание и обсуждение книг) – по 12 параметрам;
методика Хухлаевой Л. и Щур В. Г. «Лесенка» (в ходе беседы с ребенком выявлялось отношение его к самому себе в цело и к своим отдельным качествам, а так же отношение к нему со стороны других людей);
диагностика уровней привязанностей Камениной Р. Р. ;
методика Канаевой Л. И. (цикл игровых занятий, рассчитанный на 7 месяцев, в ходе которого в дневник наблюдений заносятся все особенности настроения и поведения ребенка).
Работа с застенчивыми детьми должна быть систематичной и многоаспективной. Главное ее назначение – преодоление данного качества. Воспитатель может использовать как групповую, так и индивидуальную форму работы. Основные методы: игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, психогимнастика, творческие игры, коммуникативные упражнения.
Существует множество заданий и упражнений по преодолению застенчивости у детей :
упражнения на выразительность речи («Разнее голоса», «Кто больше», «Рычи, лев, рычи» и др.)
комплексные игры, снимающие страх публичных выступлений («Фанты», «Зоопарк», «Колдун» др.).
Одним из направлений работы может стать работа с родителями. Задача воспитателя – разъяснить родителям особенности таких детей, а также познакомить с приемами оказания помощи застенчивым детям дома. Воспитатель совместно с родителями может воспитывать в ребенке уверенность и адекватную самооценку, формировать чувство собственной значимости и развивать в нем навыки социального поведения. От родителей застенчивого ребенка требуется терпение и сдержанность в общении, поддержка при попытке его общения с другими детьми.
В ходе успешной коррекционной работы с застенчивыми детьми можно изменить отношение ребенка к самому себе на более позитивное, снять с него ярлык застенчивости, навешанный ему другими людьми, изменить отношение родителей и педагогов к таким детям. Необходимо четкое, поэтапное, систематичное воздействие на застенчивого ребенка, только тогда он сможет стать открытым и общительным.
Литература
1. Зеньковский В. В. Психология детства. Екатеринбург, 1995
2. Зимбардо Ф. Застенчивость. М., Педагогика, 1991.
3. Шишова Т. Л. Как преодолеть детскую застенчивость. https://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38034.php