Оксана Иванова
Особенности развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей раннего возраста
Второй год жизни – это пора становления и быстрого совершенствования речи.
Осваивая родную речь, дети овладевают как фонетической, так и семантической (смысловой) её сторонами. Самое важное изменение в речи ребёнка то, что слово приобретает для него предметное значение.
Публикация «Особенности развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В раннем возрасте быстро растёт пассивный словарь –количество понимаемых слов. К двум годам ребёнок понимает почти все слова, которые произносит взрослый, называя окружающие его предметы. К этому времени он начинает понимать и объяснения взрослого (инструкции) относительно совместных действий. Поскольку ребёнок активно познаёт мир вещей, манипулируя с предметами для него – наиболее значимая деятельность, а освоить новые действия с предметами он может только совместно с взрослым.
Интенсивно развивается и активная речь : растёт активный словарь (причём количество произносимых ребёнком слов всегда меньше, чем количество понимаемых, появляются первые фразы, первые вопросы, обращенные к взрослым. Речевая активность ребёнка обычно резко возрастает между 2-3-мя годами. Расширяется круг его общения – он уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, с детьми. Ребёнок отвечает на вопросы взрослого и сам задаёт вопросы о том, что они делают вместе.
Особенности развития речи в раннем возрасте :
• Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов;
• Формируется активная речь, которая становится средством общения с взрослыми и сверстниками;
• Формируется регулирующая функция речи, когда ребёнок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;
• Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники;
• Возникает описательная речь;
• Ребёнок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;
• Речь отражает опыт взаимодействия ребёнка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;
• Формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребёнка и помогает усвоить социальный опыт.