МААМ-картинки

Особенности речевого дыхания у дошкольников с дизартрией

Елена Малютина
Особенности речевого дыхания у дошкольников с дизартрией

В настоящее время значение дизартрии для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела цент-ральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более частым явлением (Е. Н. Винарская и др.).

Дизартрия, по определению Е. Н. Винарской, это обобщенное название группы наиболее часто встречающихся речевых расстройств. Она имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой.

Публикация «Особенности речевого дыхания у дошкольников с дизартрией» размещена в разделах

Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока (Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова и др.).

Независимо от уровня поражения центральной нервной системы при дизартрии нарушаются целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи.

Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга.

Общие клинические признаки дизартрии у детей проявляются в нарушении:

мышечного тонуса;

артикуляционной моторики;

голосообразования;

дыхания.

Как отмечают Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, указанные признаки дизартрии у детей вызваны нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т. е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.

В научных исследованиях Л. И. Беляковой, Р. И. Клепиковой и др. указано, что речевое дыхание в онтогенезе развивается спонтанно по мере становления речевой функции, а у детей с речевыми нарушениями, в частности с дизартрией оно развивается патологически.

Физиологическое или неречевое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выдох короткий. Это сказывается отрицательно на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.

Речевое дыхание дошкольника с дизартрией отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха – выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и ар-тикуляции.

Для детей с дизартрией характерна большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией (Л. И. Белякова, Е. Н. Винарская, Н. Н. Волоскова, и др.).

У детей дошкольного возраста с дизартрией иногда наблюдается нарушение схемы дыхательных движений за счет спазматических сокращений брюшной мускулатуры и рассогласованности в работе мышц, осуществляющих вдох, и мышц, осуществляющих выдох. Такие нарушения усиливаются за счет неправильных движений диафрагмы, ее спазматического напряжения в момент активного речевого выдоха.

Таким образом, особенностями речевого дыхания дошкольников с дизартрией являются : чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха; форсированное начало фазы выдоха; сокращение длительности речевого выдоха; неравномерность выдоха на протяжении фразы; судорожность вдоха и выдоха; спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха; расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

1. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT : Транзиткнига, 2005 - 141 с.

2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009 - 287 с.

Публикации по теме:

Дидактические пособия для развития речевого дыханияДидактические пособия для развития речевого дыхания Предлагаю вашему вниманию дидактические пособия направленные на развитие речевого дыхания. В последнее время много детей страдающих нарушением.

Пособия для развития речевого дыханияПособия для развития речевого дыхания Добрый вечер уважаемые коллеги!Как я уже писала, в этом году я работаю с детьми раннего возраста. Этот возраст очень значим для речевого.

Игра для развития речевого дыхания «Домик мышат»Игра для развития речевого дыхания «Домик мышат» Яна Литвинова Дидактическая игра для развития речевого дыхания «Домик мышат» Выполнила: учитель-логопед Литвинова Яна Олеговна МБДОУ Детский.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНРМатериал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Материал для развития речевого дыхания у дошкольников с ОНР Педагогическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество.

Пособие для развития речевого дыханияПособие для развития речевого дыхания Пособие для дыхательной гимнастики своими руками Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает.

Пособия и игры для развития речевого дыханияПособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Сказочные пособия для развития речевого дыханияСказочные пособия для развития речевого дыхания Пополнение и обновление предметно-пространственной среды в группах ДОУ -процесс, требующий творчества, выдумки, фантазии, и, конечно же,.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности речевого дыхания у дошкольников с дизартрией
Опубликовано: 21 июня 2020 в 15:27
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД