Елена Малютина
Особенности речевого дыхания у дошкольников с дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время значение дизартрии для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела цент-ральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более частым явлением (Е. Н. Винарская и др.).
Дизартрия, по определению Е. Н. Винарской, это обобщенное название группы наиболее часто встречающихся речевых расстройств. Она имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой.
Публикация «Особенности речевого дыхания у дошкольников с дизартрией» размещена в разделах
Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока (Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова и др.).
Независимо от уровня поражения центральной нервной системы при дизартрии нарушаются целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи.
Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга.
Общие клинические признаки дизартрии у детей проявляются в нарушении:
мышечного тонуса;
артикуляционной моторики;
голосообразования;
дыхания.
Как отмечают Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, указанные признаки дизартрии у детей вызваны нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, т. е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы. В структуру речевого дефекта входит нарушение звукопроизносительной и просодической сторон речи.
В научных исследованиях Л. И. Беляковой, Р. И. Клепиковой и др. указано, что речевое дыхание в онтогенезе развивается спонтанно по мере становления речевой функции, а у детей с речевыми нарушениями, в частности с дизартрией оно развивается патологически.
Физиологическое или неречевое дыхание детей с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхнереберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы. Дети, страдающие дизартрией, в большинстве случаев не умеют плавно и глубоко дышать. Дыхание у них прерывистое, неплавное, выдох короткий. Это сказывается отрицательно на голосе и звукопроизношении. Детям трудно произносить длинные слова и фразы.
Речевое дыхание дошкольника с дизартрией отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха – выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и ар-тикуляции.
Для детей с дизартрией характерна большая частота дыхания, недостаточная его глубина, укороченный речевой выдох, наблюдаются нарушения координации между дыханием, фонацией и артикуляцией (Л. И. Белякова, Е. Н. Винарская, Н. Н. Волоскова, и др.).
У детей дошкольного возраста с дизартрией иногда наблюдается нарушение схемы дыхательных движений за счет спазматических сокращений брюшной мускулатуры и рассогласованности в работе мышц, осуществляющих вдох, и мышц, осуществляющих выдох. Такие нарушения усиливаются за счет неправильных движений диафрагмы, ее спазматического напряжения в момент активного речевого выдоха.
Таким образом, особенностями речевого дыхания дошкольников с дизартрией являются : чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха; форсированное начало фазы выдоха; сокращение длительности речевого выдоха; неравномерность выдоха на протяжении фразы; судорожность вдоха и выдоха; спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха; расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.
1. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT : Транзиткнига, 2005 - 141 с.
2. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Н. Н. Волоскова. - М. : Владос, 2009 - 287 с.