Людмила Суркова
Осуществление здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Формировать у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности.
Публикация «Осуществление здоровьесберегающих технологий в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ» размещена в разделах
Модель идеально здорового ребенка :
Гигиенический блок: Создание условий обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей с учетом санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию режима работы в ДОУ;
Оздоровительный блок : Оздоровление часто и длительно болеющих детей, мониторинг состояния здоровья каждого ребенка, учет и использование особенностей его организма, индивидуализация профилактических мероприятий, создание определенных условий;
Физическая культура: Формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физического и психического развития, эмоционального благополучия каждого ребенка;
Совместная работа: Всестороннее грамотное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка.
Основные направления физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ :
определение исходных показателей состояния здоровья и психического развития детей;
рациональная организация двигательной активности детей;
система эффективного закаливания детей;
обеспечение рационального питания;
создание условий для оздоровительных режимов детей;
комплекс профилактических и оздоровительных мероприятий;
учет влияния внешних факторов среды на здоровье ребенка и формирование начал экологических знаний;
учет психолого-педагогических аспектов сексуального развития и здоровья детей;
формирование основ валеологических знаний;
физкультурные занятия/плавание;
интегрированные оздоровительные занятия;
занятия познавательного цикла по знакомству со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе;
сотрудничество с семьей по пропаганде валеологических знаний;
профилактика заболеваний и повышение защитных сил организма.
Воспитательно – образовательная и оздоровительная работа в дошкольном учреждении для часто и длительно болеющих детей направлена на:
сохранение и укрепление здоровья и снижение заболеваемости детей;
формирование у воспитанников устойчивых навыков и привычек к здоровью;
овладение знаниями об оздоровлении;
формирование здоровьесберегающего и здоровьеразвивающего сознания.
Задачи здоровьесбережения :
•подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, формирование привычки к ЗОЖ, обучения, оздоровления детей;
•сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности;
•создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
•динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, бодрящую гимнастику, гимнастика корригирующая, гимнастику для глаз и т. д.)
•подвижные и спортивные игры
•контрастные дорожки, тренажеры
•ритмопластика
•релаксация
Технологии правильной организации воспитательно-образовательного процесса, обучения здоровому образу жизни.
•Утренняя гимнастика
•Физкультурные занятия
•Точечный массаж
•Спортивные развлечения, праздники
•День здоровья
•СМИ ( ситуативные малые игры: ролевая, подражательная, имитационная игра)
•Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ.
•Самомассаж
Формы организации здоровьесберегающей работы : Для осуществления обогащённого физического развития и оздоровления детей в детском саду использую не традиционные приёмы работы. В каждой группе детского сада оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарём, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками.
Сохранение и развитие здоровья осуществляется по нескольким направлениям.
1. Лечебно-профилактическое (фито-, витаминотерапия; прием настоек и отваров растений - адаптагенов в соответствии с комплексным планом оздоровления и лечебно-профилактических мероприятий для детей, потребление чеснока во время обеда, полоскание рта после приёма пищи).
2. Обеспечение психологической безопасности личности ребенка (психологически комфортная организация режимных моментов, оптимальный двигательный режим, правильное распределение физических и интеллектуальных нагрузок, доброжелательный стиль общения взрослого с детьми, использование приемов релаксации в режиме дня, применение необходимых средств и методов). Работа психолога с детьми, в ДОУ имеется комната психологической разрядки.
3. Оздоровительная направленность воспитательно-образовательного процесса (учет гигиенических требований к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения, создание условий для оздоровительных режимов, валеологизация образовательного пространства для детей, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет его индивидуальных особенностей и интересов; предоставление свободы выбора и волеизъявления, создание условий для самореализации; ориентация на зону ближайшего развития ребенка и т. п.).
4. Формирование валеологической культуры ребенка, основ валеологического сознания (знания о здоровье, умения сберегать, поддерживать и сохранять его, формирования осознанного отношения к здоровью и жизни).
Основной причиной успешной работы являются:
1. Непрерывность процесса
2. Системности и последовательности
3. Доступности и достаточности индивидуальной умственной и физической нагрузки
4. Чередование нагрузок и отдыха
5. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений
6. Адекватность в работе