Папки-передвижки

От дошкольника к младшему школьнику

Алина Хайрутдинова
От дошкольника к младшему школьнику
▼ Скачать + Заказать документы

(слайд 1)

От дошкольника к младшему школьнику

Итак, ребенок пошел в подготовительную к школе группу детского сада. Когда-то совсем недавно он был наивным и непосредственным. Теперь нужно готовиться к иным временам. У него появляется своя - внутренняя жизнь, и он не собирается "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда она взялась?

(слайд 2)

Во-первых, малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские чер-ты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.

Публикация «От дошкольника к младшему школьнику» размещена в разделах

Ведь как было? Хочется поскакать по луже (и мама не увидит) - и поскачет. Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, "что будет, если. ", и заранее оценивать ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но. пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть - чтоб мама не заметила.)

Во-вторых, эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. Теперь, наревевшись в сторонке от обиды, он может спокойно подойти и сказать нам что-то, и только по размазанному следу на щеках мы можем догадаться о том, что ему было плохо.

В-третьих, растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи. Но каждый такой случай были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь эти переживания суммируются и делается вывод, "какой я" и "как ко мне относятся".

В-четвертых, взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.

В-пятых, ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений. Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни.

(слайд 3)

Есть критерий, который позволяет адекватно оценить степень подготовленности ребенка к школьной жизни, и в психологии он получил название "школьная зрелость" – это достижение ребенком такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

(слайд 4)

Можно выделить 4 основных направления психологической готовности ребенка к школе, на основе изучения которых можно сделать вывод о школьной зрелости : мотивационное, интеллектуальное, личностно-социальное и эмоционально-волевое.

(слайд 5)

Мотивационное направление

К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положи-тельное отношение к школе, учителю, к учебной деятельности, к самому себе:

интерес к получению новых знаний, желание получить новый статус (в школе я буду уже большой, порадовать близких (этот мотив не самый эффективный, но на первое время его хватает, а потом может подключиться и интерес к самой учебе).

Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Нужно развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет.

Нужно приучить ребенка к большей самостоятельности, хвалить не за каждый шаг, а за готовый результат, оценивать поступок, а не самого ребенка.

(слайд 6)

Интеллектуальное направление

Основой интеллектуального развития является сенсорное развитие. Оно включает в себя:

развитие органов чувств;

овладение сенсорными эталонами (цвет, форма, размер, фактура,

усвоение способов обследования предметов (восприятие предмета в целом, вы-деление основных частей, мелких деталей и соотношений между ними, нахождение отличительных признаков).

К началу школьного обучения у ребенка сформированы пространственные отношения. Он может правильно определить положение предмета в пространстве: впереди - сзади, слева - справа, над – под относительно себя и другого человека.

Во временном пространстве будущий школьник ориентирован на настоящее "здесь и теперь". Дети понимают, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить или замедлить, что оно не зависит от желания и воли человека. Дальнейшее развитие связано с интересом к прошлому и будущему.

Дети 6-7 лет способны уловить юмор, иронию, дать эстетическую оценку изображенного на картине сюжета, определить настроение.

К началу школьного обучения у ребенка достаточно развита произвольная па-мять. Совершенствование этого вида памяти связано с развитием умения ставить цель запомнить что-либо и применить способы запоминания.

Хорошо развита двигательная и эмоциональная память, а также механическое запоминание. Ребенок в 6-7 лет воспроизводит после произнесения взрослым 4-7 хорошо знакомых слов и 1-2 незнакомых.

У ребенка достаточно большой словарный запас - около 14 000 слов. Речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью.

Постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по правилу или инструкции на протяжении определенного времени. Правда, такие свойства внимания, как распределение (сосредоточение сразу на нескольких существенных объектах) и переключение (способность быстро сосредоточиться на другом объекте или задании, развиты пока недостаточно.

Развит кругозор. Он владеет многими представлениями, связанными с окружающим миром. От единичных понятий переходит к более общим, выделяя при этом как существенные, так и несущественные признаки. Если двухлетний ребенок на вопрос о том, что такое ложка, ответит: "Ложка - это вот!" - и покажет на конкретную ложку, то старший дошкольник скажет, что ложка - это то, с помощью чего едят суп или кашу, то есть выделит функцию предмета.

АНИМИЗМ, СИНКРЕТИЗМ, ЭГОЦЕНТРИЗМ И ФЕНОМЕНАЛЬНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ ПРЕКРАЩАЕТ СВОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

(слайд 7)

Особенность мышления детей - одухотворять природу, приписывать неодушевленным вещам способность мыслить, чувствовать, делать - Жан Пиаже на-звал анимизмом.

Анимизм – это, когда ребенок исходит из того, что живое - это все, что движется. Речка живая, так как она движется, и облака живые - по той же причине. Гора неживая, так как она стоит.

(слайд 8)

Синкретизм - подмена объективных причинно-следственных связей субъективными, существующими в восприятии. Например, "Почему солнце не падает? Почему луна не падает?" - "Солнце не падает, потому что большое. Луна не падает, потому что звезды. Солнце не падает, потому что светит. Ветер - потому что деревья качаются".

(слайд 9)

Эгоцентризм заключается в неумении ребенка посмотреть на объект с позиции другого. Ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения (не видит себя со стороны, замкнут на своей точке зрения.

(слайд 10)

Феноменальность проявляется в том, что дошкольнику кажется, что молока в вы-соком и узком стакане много, а если его перелить в низкий, но широкий стакан, то станет меньше. У него нет понятия сохранения количества вещества, то есть понимания того, что количество молока остается одинаковым, несмотря на изменение формы сосуда. В процессе школьного обучения и по мере овладения счетом, развития умения устанавливать взаимно однозначные соответствия между объектами внешнего мира ребенок начинает понимать, что определенная трансформация не изменяет основных качеств предметов.

(слайд 11)

Личностно-социальное направление

Заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесно-го контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. «Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. Но не нужно забывать, что малышу предстоит жить в коллективе.

(слайд 12)

Эмоционально-волевое направление

В рассматриваемый возрастной период у детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Их уже не удовлетворяет только лишь игровая деятельность. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как "надо", "можно", "нельзя". Надо убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. - все это побудительная, активизирующая функция воли. Нельзя разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п. - эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. "Можно" формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: "Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки" и т. д.

У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, мы должны организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

У детей старшего дошкольного возраста расширяется круг потребностей. Появляются новые потребности, связанные с желанием пойти в школу, обрести статус школьника. Ребенок хочет узнавать новые сведения уже не через игру, а в общении с учителем и другими детьми, начинает осознавать свои потребности, однако часто потребности и интересы направлены на внешнюю, наиболее привлекательную сторону школьного обучения (покупка ранца, школьных принадлежностей, выделение в доме места для выполнения уроков и т. п).

Самооценка у детей дошкольного возраста в основном завышена. И одна из трудностей школьного обучения будет связана с формированием адекватной самооценки

(слайд 13)

На пороге к школе ребенок должен :

научиться учиться и получать от этого удовольствие;

научиться дружить (то есть завязывать, поддерживать отношения с людьми);

обрести уверенность в себе, в своих способностях и возможностях (поверить в себя).

Публикации по теме:

Детско-родительская студия в подготовительной группе Тема: Психологическая готовность детей к школе с применением мультимедийных презентаций. Раскрытие основных показателей готовности ребенка.

Я и мои мальчикиЯ и мои мальчики Мой муж называет нашу семью-мужским коллективом. У меня точно мужской коллектив-муж и трое сыновей. Старшему-20 (он недавно при шёл с армии,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
От дошкольника к младшему школьнику
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 15:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «От дошкольника к младшему школьнику» (включая файлы) размещена пользователем Алина Хайрутдинова (УИ 4741) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД