Светлана Вахрушева
Отчёт о работе кружка по развитию двигательной активности у старших дошкольников «Заря-Зарница»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет
по программе кружка
«Заря – Зарница»
Развитие двигательной активности у
старших дошкольников через
народные подвижные игры
Российское общество сегодня переживает период сущностного обновления всех сфер. Жизнь меняется настолько быстро, что людям не просто отследить происходящие изменения и легко и естественно приспособится к ним. В особенно сложном положении оказываются дети дошкольного возраста, которым приходится постоянно адаптироваться к новым жизненным условиям.
Публикация «Отчёт о работе кружка по развитию двигательной активности у старших дошкольников „Заря-Зарница“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Зарница. Военно-спортивная игра
- Отчет о работе кружка
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, движениям принадлежит едва ли неосновная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, памяти, восприятия, эмоций и мышления.
Особенно убедительно звучат слова французского врача Ж. Тиссо, доказанные им почти 200 лет назад: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения»!
Лишая тем самым ребёнка, своевременного и полноценного развития двигательной активности в дошкольном возрасте, а от этого зависит дальнейшее качественное обучение.
Вот почему в дошкольном возрасте, надо больше играть, гулять, уделять внимание основным движениям. А, как известно. «Движение – это жизнь»! И тогда разумные заботы взрослых, принесут самые богатые плоды.
Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин:
повышением внимания к компьютеризации;
стремление родителей как можно быстрее посадить ребёнка за парту;
родители не знают народные игры и не умеют играть с детьми.
Таким образом, свою работу по развитию двигательной активности у детей 5-6 лет через народные подвижные игры считаю актуальной.
цель. Развитие двигательных способностей (двигательных умений, навыков и физических качеств). Формирование личностных качеств детей (активности, смелости, ловкости, самостоятельности).
задачи:
Формирование мотивационной готовности к апробации новых форм, видов и содержания деятельности;
Исследование возможности повышения уровня физической культуры педагогов, детей, родителей;
Обеспечение непрерывности развития двигательной активности в системе : МДОУ, семья,
Развитие устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре Родной страны.
Физическое воспитание ребёнка дошкольного возраста занимает особенное место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития, высокой работоспособности; в эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также начальное воспитание физических качеств.
Физическое формирование ребёнка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием, с развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играют влияние жизненных условий и воспитание. Проблема влияния двигательной активности, а значит, и физической культуры на умственное развитие человека впервые была поднята физиологами. Такие ученые, как И. П. Павлов, А. С. Батуев, Э. А. Асратян, П. С. Купало, П. К. Анохин, И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев, Е. Ш. Айрапетьянц внесли неоценимый вклад в ее изучение. И. М. Сеченов говорил о наличии двигательного анализатора и о том, что «мышечное чувство» не только усиливает все другие ощущения, но и объединяет их. В. М. Бехтерев огромную роль в целостной деятельности мозга отводил именно двигательной активности. Э. Ш. Айрапетьянц и А. С. Батуев сделали вывод об особой роли двигательного анализатора, о том, что формирование любого нового рефлекторного акта непременно связано с центральным звеном двигательного анализатора. Вопрос о значимости физического воспитания для успешного обучения детей в школе интересовал таких педагогов, как А. А. Терехова, Т. С. Яковлева, М. А. Рунова, О. Г. Аракелян, Э. С. Вильчковский, Л. В. Карманова, Г. В. Сендек.
Народные подвижные игры – это еще одна форма двигательной активности. Они имеют огромное значение для всестороннего развития личности ребёнка. Как говорил Г. Ф. Лесгафт: «Подвижная игра является упражнением, готовящим ребёнка к жизни».
Подвижные народные игры мы используем везде: в утренние, вечерние часы, во время прогулок, на занятиях, праздниках и развлечениях. Игры бывают разные по двигательному содержанию (с бегом, ходьбой, лазанием, прыжками, метанием ит. д.)
Например, можно поиграть в игру связанную с бегом «Обезьянки и охотник», игра «Паровозик» связанная с ходьбой, «Волк и Зайцы» там уже нужно прыгать.
Так же игры делятся по степени физической нагрузки: большой интенсивности, умеренной, малой («Ловкий мячик» - сидя на стуле в кругу передать мяч друг другу голыми ногами).
Народные подвижные являются традиционным средством педагогики. И в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость,волю и стремление к победе.
Передовые представители культур: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и другие заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс,призывали повсеместно собирать и описывать народные игры чтобы донести до потомков народный колорит обычаев оригинальность самовыражения того или иного народа своеобразие языка,формы и содержания разговорных текстов.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития.
Именно игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в условно – игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ. Например, такие игры как:»Гуси-лебеди»,«У медведя во бору» и т. д.
Правильно организованы и систематически проводимые подвижные игры формируют характер, волю воспитывают патриотические и интернационалистические чувства. Именно подвижным народным играм мы отводим серьезную роль в социальном воспитании старших дошкольников, его рациональной организации. Недостаточно научить детей движениям, необходимым для их нормальной жизнедеятельности; надо, используя подвижные народные игры, формировать ценностные социальные качества, в том числе самостоятельность, ответственность, содействие.
Однако эти качества формируются в подвижной игре не только за счет решения двигательной задачи. Установлено: создание самими детьми детских коллективов – это результат развития детских взаимоотношений, собственно игровых навыков и умений.
Игра с правилами интересна, в том числе своим влиянием на формирование рассматриваемых нами социальных качеств. Итак, как уже было сказано, интересы дошкольника связаны, прежде всего, с играми подвижного характера. В. Н. Аванесова, Л. А. Артемова, Н. А. Михайленков, Т. И. Осокина, Е. Л. Тимофеева дают некоторые рекомендации по формированию у детей самостоятельности в играх с правилами, но в целом данная проблема еще не решена и требует дальнейшего изучения.
В ходе игры я стараюсь привлекать внимание ребят к её содержанию, следить за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально – положительное настроение и взаимодействие играющих, приучаю их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Таким образом, удовольствие, которое игра доставляет детям в моральном плане, на них оказывает огромное положительное влияние.
Исходя из вышеизложенного, можно сформировать определение: народная подвижная игра – это активная и целенаправленная форма свободного проявления двигательной активности, выполнение которой определяется правилами игры и творческой активностью.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Исходя из диаграмм, можно проследить количественные показатели: у детей на начало года -30% детей имеют показатели с высоким уровнем,
40 % - средний уровень, 30% - низкий. На конец года 50 % имеют высокий уровень, 50 % - средний, 0% - низкий.
Делая вывод о своей работе, думаю, что достигла цели. У детей достаточно высокий уровень знаний народных игр, традиций народов России, они самостоятельно могут организовать игру и провести ее как в детском саду, так и дома увлекая за собой родителей. Дети на достаточно высоком уровне владею физическими качествами и двигательной активностью. Родители активно включились в работу кружка, в проведении праздников и развлечений, выставок «Традиции нашей семьи».
Я собираюсь продолжить свою работу по развитию двигательной активности у детей 5-6 лет через народные подвижные игры. Интересные народные игры буду широко использовать в повседневной жизни, на занятиях, развлечениях организуя всех детей одновременно; продолжу подбор и изготовление атрибутов, наглядного материала и составлю краткосрочный проект «Наш спортивный детский сад» на основе народных подвижных игр. Думаю, что смогу заинтересовать детей физкультурой, вести здоровый образ жизни, традициями родного края.
Литература
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания. Москва, 1990.
2. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду: Москва, творческий центр, 2008.
3. Батурина Е. Г. Сборник игр, 1974.
4. Белкина В. Н., Васильева Н. И., Ёлкина Н. В. Дошкольник : обучение и развитие воспитателям и родителям. «Академия развития», «Академия К0», 1998.
5. Волошина Л. Н., Курилова Т. В. Игры с элементами спорта для детей, 1990
6. Осипов Р. Л. Подвижные игры в развитии двигательных качеств младших школьников: Киров, 1991.
7. Сорокина А. И., Батурина Е. Г. Игры с правилами в детском саду, 1962.
8. Фонарёв М. И. Развитие движений ребёнка – дошкольника, Москва; Просвещение, 1975.
9. Журнал. Дошкольное воспитание №9, 2009.
10. Журнал. Дошкольное воспитание №12,2006.
11. Журнал. Ребёнок в детском саду№3,2003.