Лена Микрюкова
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников посредством художественно-эстетического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья посредством художественно эстетического развития.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»В. А. Сухомлинский.
Публикация «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья дошкольников посредством художественно-эстетического развития» размещена в разделах
Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.
Актуальность: Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в Федеральном государственном образовательном стандарте, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами. Воспитанники проводят в детском саду значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье, являясь важнейшей ценностью человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьёзную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.
Определив основной целью работы обеспечение благоприятных условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья детей.
В процессе работы решались следующие задачи:
1. Сохранять и укреплять здоровье детей, повышать функциональные и адаптационные возможности организма детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
3. Воспитывать у детей ценностное отношение к здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни.
Реализация работы осуществляется по основным направлениям:
1. Организационно-методическое и материальное обеспечение оздоровления детей.
2. Профилактическая работа.
3. Физкультурно-оздоровительная работа.
4. Обеспечение психического благополучия ребенка.
5. Организация работы с родителями.
Работа по сохранению психического здоровья дошкольников средствами художественно-эстетического развития состоит :
• обновления содержания образования (выбор программ и технологий);
• создания условий для художественно-эстетического воспитания (учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
• организации образовательного процесса (работа с детьми и родителями);
В группе созданы необходимые условия для сохранения психического здоровья детей :
1. В группах оборудованы, театрализованные центры.
2. Центры по художественно-продуктивной деятельности.
3. В уголках изо творчества как, традиционные виды материалов; (цветные карандаши, пластилин, бумага разных размеров и т. д так же нетрадиционные (губки, штампы, трафареты, шариковый пластилин, воск, восковые мелки, крупа, трубочки, крышечки, перо).
Особое внимание хочется уделить художественному творчеству и как он влияние на психику ребенка дошкольного возраста.
Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
В группе были проведены следующие мероприятия:
День Защитника Отечества, Мамин день, Масленица. Сделаны своими руками с детьми открытки для пап и мам.
Коллективные работы: «Поздравительный плакат к 8 марта», «Весна», «Посуда», «День Защитника Отечества», «Масленица».
В рисовании использовались различные нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, дисками, оттиск мятой бумаги и т. д. Были разработаны новые дидактические игры: с фантиками, парикмахер, гусеница и т. д.
На занятиях постоянно используем физ. минутки, пальчиковые игры, гимнастику для глаз, релаксацию, музыкальное сопровождение. Чтобы привлечь внимание детей, заинтересовать их используем художественное слово, загадываем загадки, читаем потешки, стихи про уточку, петушка, лошадку.
Так же нами реализован проект «Расти здоровым малыш»
Проведена работа с родителями, фотоотчеты на стенде и в группе в интернете, организована выставка поделок «Весенняя фантазия», выставка рисунков «В здоровом теле-здоровый дух»
Консультации для родителей: «Художественно-эстетическое развитие детей.», «Укрепляем и сохраняем здоровье детей», «Не традиционные техники рисования». Проведено анкетирование родителей по данной теме. В результате анкетирования выявлено, что родители в основном осведомлены, что такое художественно-эстетическое развитие и что к нему относится.
100 % родителей знают,что художественно-эстетическое развитие связано со здоровьем детей.
С детьми дома стараются заниматься творческой работой лепят, рисуют, остальные иногда или редко занимаются с детьми, по причине нехватки времени.
Родители стараются по мере возможности гулять с детьми на природе, замечать окружающую красоту, беседуют об этом с ребенком.
Таким образом, результаты анкетирования показали, что после проведения работы воспитателями, в основном многие родители осведомлены о том, что такое художественно-эстетическое развитие и что нужно делать, чтобы ребенок развивался полноценно в этом направлении.
Анкетирование помогло воспитателям определить родителей, с которыми необходимо провести просветительскую работу по данному вопросу: консультации, индивидуальные беседы.