Марина Фомичева
Отчет по самообразованию «Реализация программы правового воспитания детей с 4 до 7 лет «Я и мои права»
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация программы правового воспитания детей с 4 до 7 лет Я и мои права
(сл1) Программа раскрывает методы организации и содержание работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
Составитель программы: старший воспитатель МБДОУ –д/с №9 «Березка» Киселева Ирина Васильевна.
(сл2) Свое выступление мне хочется начать со стихотворения
Не травите детство спором,
Публикация «Отчет по самообразованию „Реализация программы правового воспитания детей с 4 до 7 лет „Я и мои права“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Не судите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
За шалость не корите.
Ни родитель и ни взрослый,
Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу,
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
(сл3) А это значит, что правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.
*Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия.
*Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
*Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
*Права детей сегодня- это «модная» тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
*Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – общественные отношения, поведение людей.
Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации
(сл4) В нашем детском саду по данному направлению старшим воспитателем Киселевой Ириной Васильевной была разработана программа «Я и мои права»,которая раскрывает методы организации и содержание работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет.
(сл5) Цель программы : Максимально способствовать социальной адаптации ребёнка через формирование основ правовых знаний
Задачи программы:
1. Формировать понимание взаимозависимости прав и обязанностей, способность строить дружеские отношения со сверстниками, не ущемляя права других.
2. Учить оперировать правовыми знаниями в собственном поведении и реализовывать основы правового поведения в различных видах деятельности.
3. Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
4. Формировать качества самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
5. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
6. Развивать морально – нравственную сферу детей и подготовить их к позитивному участию в жизни общества.
7. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
8. Воспитывать в детях любовь и гуманное отношение к членам своей семьи, друг другу.
9. Воспитывать у детей уважение и толерантное отношение к людям, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
(сл6) На основании целей и задач данной программы в работе нами была поставлена цель
*Формирование у детей дошкольного возраста представлений о правах человека.
Задачи:
Образовательные:
1. Дать детям элементарные знания и представления о правах.
2. Научить ребенка позитивно относиться к себе и другим людям, видеть разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить оценивать результаты деятельности, умения и свойства личности.
Развивающие:
1. Развивать представления о полезности, целесообразности использования прав человека в процессе взаимоотношений.
2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка.
Воспитывающие:
1. Воспитать уважение и толерантное отношение независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
(сл7) Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка
Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Веские права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить,
Иметь просторный,добрый дом,
Видеть тихий мирный сон,
Врачей помощь получать,
Обучаться,отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить и быть любим-
Он на свете не один!
Ты,малыш,смелей расти,
Желаем светлого пути,
Защитит тебя закон,
«Конвенцией»зовется он,
Каждый им ребенок-
Надежно защищен!
(сл8) Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.
(сл. 9) На начальном этапе изучения программы с целью выяснения знаний был проведён опрос детей старшего дошкольного возраста. Результаты обследования детей старшего дошкольного возраста показал:
- Дети слабо ориентируются в вопросах правового воспитания, не сформированы представления о семье как о гаранте прав ребёнка, слабые у детей представления о мире, о странах мира, правилах дружбы, этикета, нет знаний у детей о семейных традициях.
В ходе опроса родителей выяснилось, что многие не считают ущемлением прав ребёнка такие наказания как,
* лишение различных удовольствий – 68 %
* ставят в угол – 26%;
* запугивают - 73 %
* лишают общения (подолгу не разговаривают) – 48%
Несмотря на это, родители считают свое поведение вполне оправданным
(сл10) В ходе изучения программы было проведено промежуточное обследование детей, результатом которого стала динамика в усвоении знаний по правовому воспитанию.
1 - право на жизнь и имя- начальная диагностика 8% промежуточная-40%
2 – право жить в семье начальная-24% промежуточная-56%
3 – право на здоровье начальная-16% промежуточная 60%
4 – право на образование и отдых начальная-8% промежуточная-35%
(сл11) В своей работе с детьми по ознакомлению дошкольников с основами правового сознания было использовано:
*Ознакомились с основными международными документами, которые касались прав ребенка:
«Декларация прав ребенка»( 1959)
«Конвенция ООН о правах ребенка»( 1989)
*Работа с родителями:
Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.
*Работа с детьми:
Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.
(сл12) Для достижения поставленной цели с детьми проводились
• Ролевые, театрализованные и дидактические игры;
«А как бы ты поступил?»
• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
• На занятиях закрепляли знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения
• Закрепляли право на здоровье, знакомили детей с витаминами
• Проводили развлечения, закрепляли основные права детей
(сл13) Организовывали:
*Проблемно-поисковую деятельность детей
• Продуктивные виды деятельности
• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.
• Проводила сюжетно-ролевые игры по теме «Мы выбираем»
(сл14) В работе с младшими детьми проводилась беседа на тему: «Моя семья»на основе русских народных сказок, а с детьми старшего возраста проводилась игра «Самый добрый человек» и НОД «Как растет твое имя»
(сл15) Родители являются гарантом соблюдения Конвенции
*Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, мы провели предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 19 родителей
Выявлено, что
79, 5%( 15 чел.) - не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.
20, 5%( 4 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.
(сл16) Так же с родителями проводились:
*Консультации
*Родительское собрание
*Дни открытых дверей
*Участие родителей в жизни группы
(сл17) По итогам реализации программы, в течение полутора лет, были получены следующие результаты :
Группа «Ручеек»
высокий уровень-49%
средний-21%
низкий 30%
Группа «Ромашка»
высокий-81%
средний-12%
низкий-7%
Таким образом, в результате реализации программы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста «Я и мои права» видна значительная динамика усвоения содержания программы детьми.
(сл18) Анализируя результаты нашей работы, сделали вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему миру.
(сл19) Заключение
Для нашего общества существует не ДЕНЬ и не ГОД защиты детей, а ВРЕМЯ работы над спасением поколения, которое должно нас сменить.