Елена Пономарева
Отчет за 2015–2016 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ учителя – логопеда Пономаревой Елены Валерьевны
2015 – 2016 учебный год
2 слайд
Подготовительную группу компенсирующей направленности «Васильки» посещали 13 детей с нарушениями речи, 10 из них являлись детьми с ОВЗ. В конце 2014 – 2015 учебного года выбыло 2 ребенка, на их место были приняты Клочков Глеб и Степанова Маша. В начале учебного года, как обычно, было проведено логопедическое обследование, на основании которого были определены индивидуальные коррекционно – развивающие маршруты. Коррекционная работа с детьми строилась в соответствии с календарно – тематическим планированием, составленным на основании «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т. Б. Филичивой, Г. В. Чиркиной, а также коррекционного блока «Адаптированной Общеобразовательной Программы ДОУ».
Публикация «Отчет за 2015–2016 учебный год» размещена в разделах
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
3 слайд
По результатам мониторинга речевого развития детей за 2015 – 2016 учебный год были выявлены следующие показатели: словарный запас в начале года высокий уровень был у 12 % детей, а на конец года у 72%; средний – 78/28%, ниже среднего – 10/0% и т. д. по таблице.
4 слайд
Считаю результаты успешными, дети хорошо подготовлены к обучению в школе.
5 слайд
Развивающая предметно – пространственная среда в кабинете соответствует требованиям федерального стандарта: она доступна, трансформируема, безопасна, разнообразна, полифункциональна. В текущем году для пополнения образовательной среды мною был приобретен комплект пособий по разным лексическим темам. Дидактический материал для развития лексико – грамматических категорий у детей 5 – 7 лет из серии «Учим произносить правильно» под редакцией Н. С. Руслановой.
Работа на занятиях строится на использовании красочного материала, в связи с этим ежегодно пополняю копилку наглядных пособий, в этом году приобрела комплекты предметных картинок по лексическим темам: одежда, обувь, мебель, животные, продукты питания и др. считаю удачной находкой в интернете сайт коллеги. Изготовила много игр на автоматизацию звуков, грамматического строя речи, серий сюжетных картинок, презентаций, а также выписала комплект, в состав которого входят книга и диск «Трудных звуков не бывает» для проведения индивидуально – подгрупповых занятий.
Для поддержания интереса к занятиям использую мультимедийные презентации не только обучающие, но и игровые по лексическим темам, автоматизации, дифференциации звуков.
6 слайд
Мне как логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала, поэтому, наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий мною используются следующие технологии:
1. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Мною активно используются опорные схемы, карточки – символы, картинно – графические планы.
7 слайд
2. Информационно – компьютерные технологии. Мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации. Он сочетает в себе звук, динамику, изображение, т. е. те факторы, которые удерживают внимание ребенка.
3. Частично внедряю технологию сотрудничества на занятиях.
8 слайд
Половина успеха в достижении хороших результатов коррекции зависит от того насколько грамотно и в тесном сотрудничестве с родителями построена эта работа. Работу с родителями я провожу в соответствии с годовым планом, который составляется на начало года. Работу с семьей воспитанников веду, используя различные способы и методы взаимодействия: выступления на родительских собраниях, беседы, семинары, пятиминутки. Оформляю информационный стенд около своего кабинета, в приемной папку с информацией, на первом этаже на стенде специалистов, а также предоставляю информацию о речевом развитии в общеобразовательных группах. Взаимодействие происходит через тетради и альбомы для закрепления материала.
В течение года родители не раз обращались с конкретными вопросами, которые их волнуют и их запросы мною были удовлетворены.
Беседы с родителями по результатам логопедического обследования, знакомила с индивидуальным маршрутом, давала рекомендации по развитию и совершенствованию лексико – грамматических конструкций речи, связной речи. «Итоги за полугодие» - подведение итогов за учебный год, рекомендации на летний период. Выступление на родительском собрании в начале года «Наши планы на учебный год». Был проведен семинар – практикум по теме «В мире звуков», где я знакомила родителей ГКН с основами звукового анализа и синтеза. Выступала на публичном отчете с детьми своей группы, мы с помощью частушек рассказали о логопедической работе.
В рамках недели «Открытых дверей» провела индивидуальные консультации для родителей детей младшего дошкольного возраста.
В средних группах выступала на родительских собраниях с темой «Речь ребенка 4-5 лет. К чему могут привести нарушения речи». Предварительной работой являлось обследование звукопроизношения, разработка экрана звукопроизношения индивидуально для каждого родителя.
На следующий учебный год планируем с коллегой Лукошковой Светланой Владимировной организовать клуб для родителей ДОУ по развитию речи.
9 слайд
Помимо текущей работы с воспитателями группы «Васильки», а именно, ознакомление с планом работы, индивидуальными маршрутами, ежедневными рекомендациями по проведению индивидуальной работы с детьми и т. д. я взаимодействовала с молодыми педагогами. В начале учебного года старшим воспитателем Вахрушевой М. Г. была организована «Школа становления педагогического мастерства для молодых педагогов», в которой я вместе с Лукошковой С. В. были преподавателями. В течение года были организованы три мероприятия «Семинар – практикум «Главное – не опоздать», Круглый стол «От игры к организованной деятельности» и «Ярмарка речевых игр».
В следующем году мы планируем организовать мероприятия, опираясь на запросы воспитателей.
Так как я в этом году набирала новую группу из детей средних групп, взаимодействовала с воспитателями групп «Гномики» и «Голубичка». Эффективную и своевременную помощь мне оказывали Ямкина Т. В. и Фролова А. В.
А также неотъемлемой частью работы является взаимодействие с педагогом – психологом Юлией Александровной - обсуждали результаты диагностики, выявляли компенсаторные возможности, планировали работу по коррекции и профилактике речевых нарушений, заполняли документы для ПМПК.
Кроме этого, имею свою страничку на международном сайте МААМ. РУ, где распространяю свой опыт и знакомлюсь с новыми изюминками других педагогов сообщества.
10 слайд
В связи с моим назначением на должность учителя – дефектолога в состав территориальной психолого – медико – педагогической комиссии стал актуальным вопрос об организации проведения дифференциальной диагностики, ее методическим и демонстрационным оснащением.
Цель работы по самообразованию: разработка единого (педагогического и логопедического) протокола обследования, изготовление диагностического материала для обследования детей от 0 до 7 лет в условиях ПМПК, с использованием известных методик и с учетом возрастных особенностей.
Задачи:
Изучить теоретический материал о технологии проведения обследования детей в условиях ПМПК.
Изучить методы диагностики психических, познавательных, речевых и физических отклонений детей в соответствии с возрастными особенностями.
Пересмотреть методические рекомендации к заполнению протоколов обследования и заключений по результатам обследования ребенка.
Классифицировать весь материал в соответствии с возрастом.
Направление работы Содержание работы Сроки
Теоретическая часть
Изучение научно-методической, учебной литературы
Сентябрь 2015 – май 2016
Практическая часть 1. Разработать протоколы для обследования по каждому возрасту от 0 до 7 лет.
2. Подобрать практический материал для обследования с учетом возрастных особенностей.
3. Изготовить альбомы для дифференциального обследования.
сентябрь- январь
Подведение итогов самообразования. Оформление опыта работы. 1. Обследование детей в детских дошкольных учреждениях города по разработанным протоколам и диагностическому материалу.
Апрель 2016г.
Обмен опытом и его распространение. 1. Издание альбома с описанием методик педагогического и логопедического обследования. 2016 – 2017 год
За учебный год посетила два групповых логопедических занятия коллег Ажымалиевой Ж. К. и Яроцкой С. С. в рамках городского методического объединения приглашала на семинар – практикум для родителей «В мире звуков» членов ГМО.
Работу за прошедший год считаю эффективной. Результаты достигнуты.
Самым ответственным для меня моментом являлось членство в Территориальной ПМПК. Это серьезная работа, где ошибки приводят к неправильной работе в организации развития и образовательного процесса с ребенком. Цели, задачи и направления работы, обозначенные в прошедшем учебном году, оставляю приоритетными в моей работе и на следующий учебный год. Расширить работу с родителями ДОУ путем организации «Школы для родителей» по развитию речи.