Наталья Орлова
Открытое занятие «Капля воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни.
• Показать с помощью опытов, где и в каком виде существует вода в окружающей среде, учить объяснять наблюдаемое.
• Уточнить представления детей о природных водоисточниках.
• Развивать мыслительную деятельность детей, умение отгадывать загадки.
• Активизировать словарный запас детей.
• Создать у детей радостное настроение.
Публикация «Открытое занятие „Капля воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Ход занятия
_ Ребята, я сегодня вам предлагаю отправиться в увлекательное путешествие вслед за капелькой воды. Посмотрите, пожалуйста, на экран (дети смотрят начало видеофильма «Капля»).
_ Как вы видите, вода на земле везде.
(Воспитатель с детьми подходят к столику, где стоит глобус)
_ Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей).Это глобус – модель земного шара, общего для всех дома.
_ Какой цвет вы видите на глобусе, его очень много? (синий, голубой).
_ А как вы думаете, что обозначают эти цвета (ответы детей)
_ Да, синий и голубой цвета – это вода.
_ Что это за синие волнистые линии, которых очень много (предположения детей). Это реки. Рек очень много. Какие реки вы знаете? (ответы детей).
_ А что обозначают голубые пятна? (показывает моря и озёра).
_ Мы с вами убедились, что воды на земле гораздо больше, чем суши, она на глобусе показана жёлтой, зелёной и коричневой красками.
Для того, чтобы дошкольникам было проще представить, сколько воды на земле, воспитатель прелагает взять в качестве модели Земли яблоко.
_ Как и глобус, яблоко круглое. Посмотрите, я разрезаю яблоко на четыре части – одна часть символизирует сушу, а три других – воду.
( Дети делают вывод: на нашей планете много воды)
Звучит запись струящейся воды - в зал входит Царица Вода.
_ Узнали ли вы меня? Наверное, нет.
Я нужна на небе и на земле.
На свете нет меня сильнее,
На свете нет меня буйнее,
В реках меня не удержать
И на коне не обогнать.
_ Кто же я? (дети высказывают свои предположения, воспитатель помогает им узнать в гостье Царицу Водицу)
_ А откуда вообще берётся вода на земле (вопрос задаёт ребёнок?
_ Ребята, для того, чтобы ответит на этот вопрос, я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по волнам, если вы согласны, то поплыли…
Дети садятся, как им удобно, на ковёр и слушают шум воды : сначала звенящий ручеёк, затем звуки бегущей воды в реке и, наконец, волны бушующего моря, океана.
_ Ну, что ж, вы догадались, с чего всё начинается? (дети высказывают свои предположения, Царица помогает им)
_ Правильно, с голубого ручейка начинается река. Прячется вода под землёй, только люди её не видят, там она особенно чистая и прозрачная. Люди роют колодцы и с глубины поднимают воду. В некоторых местах вода пробивается сквозь землю – это хрустальный родник, который бежит по земле ручейком. Вода образует реки, озёра, пруды. Большие, глубокие пространства – это моря и океаны.
Воспитатель предлагает детям сделать вывод и прочитать стихотворение:
Из недр земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставшим вмиг.
Спешат ручьи, вперёд бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течёт не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь.
И море, как огромный рот,
Все воды рек в себя вольёт!
Ну, а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой!
_ А как реки узнают, что надо течь к морю?
Опыт: возьмем кусочек стекла, нальём на стекло немного воды… Что получилось? (Лужица, маленькое озеро) А теперь наклоним его…речка потекла, а куда? (Царица выливает воду в стакан с подсоленной водой и даёт попробовать детям)
_ Ребята, а вы знаете, что морская вода то же солёная? Реки на своём пути к морю проходят горы и почвы, где содержаться соли. Реки проносят эту соль в море, где она остаётся на всё время, потому что море никуда не течёт. А вода в реках остаётся свежей и не солёной, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников. (Царица предлагает попробовать несолёную воду и дети убеждаются, какая вода лучше)
Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно.
А теперь все как один
Будем плавать как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
_ А теперь, ребята, я вам расскажу ещё что-то интересное. Никто из вас, конечно, не бывал в ледяной стране. А на планете Земля есть два полюса (показывает на глобусе, а дети называют их – Северный и Южный). Там царят вечный холод и лёд, который никогда не тает.
Ребё нок читает стихотворение:
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружён!
Два полюса, два братика –
Антарктида и Арктика!
_ Молодцы, ребята! Ну, а теперь у меня для вас есть сюрприз.
Царица приглашает детей посмотреть слайд шоу: «С голубого ручейка начинается река»
_ Ребята, а ведь я царица не только на земле, но и небе. Как вы думаете, почему? (предположения детей). Чтобы вам помочь, я загадаю загадки:
Уж не солнце виновато,
Что висит на небе вата.
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые.
И бывает, иногда
Из мешков течёт вода.
Серенькая шубёнка
Весь мир покрыла.
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр,
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой.
(На доске прикреплены изображения двух туч)
_ Дети, одинаковы ли эти две тучи? (одна – тёмно-синяя, тёмная, тяжёлая, грустная, скучная, вторая – бело-голубая, лёгкая, прозрачная, воздушная, весёлая)
Аутотренинг.
_ Ребята, давайте попробуем изобразить две эти тучки, сначала тёмную и грустную, а потом – светлую, весёлую.
Во время аутотренинга Царица объясняет, как образуется дождь: _Высоко в небе плывут облака, они никогда не бывают «сухими», даже если не проливаются на землю дождём. Потому что облака – это много, много, много крошечных капелек воды. Когда капелек в облаке собирается достаточно много, они становятся слишком тяжелыми для него и поэтому выпадают на землю дождём.
Опыт: (на столах лежат влажные губки)
_ На что эти губки похожи? Они напоминают пушистые облака, которые будто спустились к нам с неба (дети сжимают губку, «дождь» не идёт, так как мало воды, затем добавляют немного воды, сжимают – несильный «дождик», наконец «облако» окунают в воду, поднимают – идёт сильный «дождь»).
_ Вот так всё образуется в природе: собираются капельки вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождём (дети с помощью хлопков изображают дождик разной силы).
Физкультминутка: слышится шум дождя, дети исполняют «Танец с зонтиками»
_А зимой бывают снежные тучи (завывание пурги, метели).
Ребё нок читает стихотворение:
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Падал белый снежок (подбрасывает вверх «снежок»)
_Ребята, прислушайтесь к звукам природы и определите, в какое время года можно их услышать. Мы попали в зимнее царство. Ой, а снегу то сколько намело. Давайте слепим Снеговика (дети с помощью движений рук показывают, как они лепят Снеговика).
Появляется Снеговик, здоровается с детьми, приглашает всех в гости, в свой снежный домик, дарит «разноцветные, драгоценные камушки». Дети берут подарки в руки и определяют, что это лёд, так как он холодный, твёрдый, тает в руках (в тепле)
_ Ай-яй-яй. У меня с этими сосульками приключилась такая история:
было раннее утро. Вышел я на улицу и увидел, что крыш свисают сосульки, большие-большие, прозрачные, как стекло, льдинки. До обеда я ходил в лес по своим делам. Солнышко в это время высоко поднялось, ярко светит. Вернулся я домой, вдруг мне за воротник… кап-кап-кап. Поднял голову – нет сосулек, только капельки воды с крыши капают. Удивился я, куда же это сосульки подевались? Подумал, покачал головой, да так и не придумал. Расскажите, что это за капельки, откуда они появились? Увижу ли вечером сосульки снова? (дети объясняют, что произошло)
Практическая деятельность: Дети помогают Снеговику нарисовать морозные узоры на стекле (во время ИЗО деятельности Снеговик с ребятами выполняет физкультминутку).
Релаксация «Отдых на море» :
Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный тёплый день. Небо голубое, тёплое солнце. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Приятное ощущение свежести и бодрости схватывает всё тело: лицо, спину, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится лёгким, сильным и послушным.
Дышится легко и свободно. .Вы улыбаетесь. У вас прекрасное настроение. Насладитесь этим ощущением, захватите это чувство с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть оно будет с вами на весь день.
Царица Воды прощается с ребятами.