Анна Фитасова
Открытое занятие по патриотическому воспитанию «Путешествие по России» в подготовительной группе
МБДОУ детский сад №283 «Золотой ключик».
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Фитасова Анна Петровна
Цель: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей о России;
-формировать уважительное отношение к государственными символам;
Развивающие:
-развивать у детей положительное отношение к своей среде;
-развивать внимание, память, мышление, воображение.
Воспитывающие :
Публикация «Открытое занятие по патриотическому воспитанию „Путешествие по России“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
-воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.
Материалы и оборудование: телевизор, иллюстрация поля с ромашками, желтая середина ромашки (2 шт., одна с грустным личиком, одна с веселым, 6 белых лепестков ромашки, глобус, карта России, изображения государственных символов России, аудиозапись гимна России, иллюстрация с изображением Москвы, портрет президента В. В. Путина, образцы изделий ДПИ различных промыслов, 2 матрешки (в одной 5 шт., в другой 6, изображения символов г. Н. Новгорода, разрезанные картинки с достопримечательностями г. Н. Новгорода, трафареты матрешек для росписи в технике гжель.
Предварительная работа:
1)беседы о России, её символике;
2)чтение и заучивание наизусть стихотворения о гербе, флаге, гимне;
3)беседы о Нижнем Новгороде, его достопримечательностях.
Ход занятия:
1. Вводная часть:
Мотивация. Постановка цели.
-Ребята, посмотрите, а у нас сегодня гости! Давайте поздароваемся с гостями.
Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
-Действительно на планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия)
-Правильно, Россия. А какая она, наша Россия? (Большая, любимая, красивая, богатая, сильная, могучая, великая)
-Давайте вместе повторим это слово – «Россия».
-А мы с вами граждане России. Значит, как мы называемся? (Россияне)
-Ребята, если бы вам дали возможность выбрать цветок символизирующий Россию, какой бы вы выбрали?
-Я бы выбрала ромашку (на экране иллюстрация поля с ромашками). Белая ромашка – это истинно русский цветок.
-Вот только ромашка наша грустит (На доске расположена жёлтая ромашка с грустным личиком, с одним лепестком)
-Ах, это же сильный ветер сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы Ромашке помочь. Ребята, поможем Ромашке собрать лепестки? (Да)
-Тогда отправимся в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей Ромашке.
2. Основная часть.
- Ребята, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
-Мы отправимся в путешествие на трамвайчике, который нас уже ждёт. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.
Цена билета - одна улыбка!
(Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты)
Дети проходят в салон трамвайчика, (который составлен из детских стульчиков) и занимают места, согласно номеру билета
Остановка № 1: «Страна моя родная»!
-Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну? (На глобусе, на карте)
-А что такое глобус? (Маленькая модель Земли)
-Ребята, посмотрите, это карта России. (изображение карты
России на экране телевизора)
-Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия.
-Посмотрите на карту, почему она раскрашена разными цветами, что они обозначают?
-Россия - самая богатая лесами страна в мире.
-Какие деревья нашей страны вам знакомы? (Береза, дуб и т. д.)
-Что еще нам дает лес? (Ягоды, грибы). Лес — это наше богатство.
Давайте беречь природу.
-Голубой цвет обозначает моря, реки, озера, океаны.
-Коричневый цвет — это горы, степи.
-Вот как много места занимает территория России.
Физминутка «Наша Родина - Россия»
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть руки встороны)
-Ой, ребята, кажется, я вижу лепесток Ромашки! (Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток). Ура! Мы его нашли и отдадим нашей Ромашке! Ну, что отправляемся дальше! Поехали!
Остановка № 2: «Государственные символы России»
-У каждой страны есть свои государственные символы: герб, флаг и гимн.
-Ребята, посмотрите на герб.
-Герб — это отличительный знак нашего государства.
-Где мы сможем увидеть изображение герба? (на флагах, монетах, печатях, кораблях, документах.)
-Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? (двуглавый орёл золотого цвета на темно-красном щите.)
-А почему изображен орёл, а не другая птица? (Орёл — это смелая, гордая птица, которая летает высоко-высоко, видит всё вокруг.)
-Скажите ребята, а почему у орла две головы? (Орёл смотрит во все стороны, а значит, он не пропустит ни одного врага.)
-Что у орла на голове и в лапах? (На голове у орла золотая корона, в правой лапе орёл сжимает скипетр, а в левой - державу. Это символы царской власти.)
-На что похожи крылья орла? (Крылья похожи на солнце.)
-А солнце — это символ добра и справедливости.
-Что расположено на груди у орла? (На груди у орла изображён всадник на коне, убивающий змея.)
-Это Георгий Победоносец, он издавна почитается на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества. Змей - символ зла. А мы знаем из сказок, добро всегда побеждает зло. Так и наш герб символизирует победу добра над злом!
У России герб красивый,
Полный гордости и силы –
Золотой орел двуглавый
Держит скипетр и державу.
С запада и до востока
Крылья он простер широко.
Три над ним короны реют,
И копьем пронзает змея
Всадник на его груди:
Зло придет – не пощадим!
В этом деле нам подмога –
Правда, честь и вера в Бога!
-А это флаг Российской Федерации.
-Какие цвета присутствуют на флаге России? (На флаге России присутствуют цвета : белый, синий, красный.)
-Люди придают большое значение цветам флага.
-Какая полоса на флаге первая (наверху? (Белая полоса.)
-Как вы думаете, что напоминает нам белая полоса флага? (белоствольные берёзы, русскую белоснежную зиму, лёгкие белые облака, белые ромашки.)
-Какая полоса на флаге находится под белой? (Синяя полоса.)
-Как вы думаете, что напоминает нам синяя полоса флага? (синее небо, синее море, реки, озёра.)
-Какая полоса на флаге находится под синей? (Красная полоса.)
-Как вы думаете, что напоминает нам красная полоса флага? (огонь, солнце, тепло, радость.)
-Белый цвет — это мир и чистота. Синий - небо и верность. Красный - огонь и отвага.
Белый цвет - березка,
Синий неба цвет,
Красная полоска -
Солнечный рассвет
-Есть у каждой страны особенная, самая главная песня. Что это за песня?
(Это гимн России.)
-Правильно, ребята! Гимн страны — это тоже государственный символ.
-Гимн России - самая главная торжественная песня страны. Он исполняется в особенно торжественных случаях. Под звуки гимна самым выдающимся людям страны - артистам, спортсменам, учёным - вручают награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают Родине клятву в верности.
-Гимн России очень красивый и величавый.
-А как надо слушать государственный гимн? (Гимн нужно слушать стоя, мужчины должны снимать головной убор, нельзя разговаривать.)
-Граждане каждой страны гордятся своим гимном, проявляют уважение к своей стране, давайте сейчас послушаем гимн России.
Звучит аудиозапись гимна.
Дети слушают стоя.
Когда торжественно играет гимн российский,
Когда стучат взволнованно сердца,
Едины все: родной, чужой и близкий,
И нет России ни предела, ни конца.
-Ребята, посмотрите, вот и ещё один лепесток Ромашки! (Воспитатель поднимает с пола спрятанный лепесток). Мы его нашли и отдадим нашей Ромашке! Отправляемся дальше!
Остановка № 3: «Наша столица»
Продолжаем путешествие по России.
(На экране иллюстрация с изображением Москвы)
-Вот мы с вами приехали в самое сердце России!
-Как вы думаете, где мы? В каком городе? (Ответы детей)
-Верно ребята, это столица нашей Родины-Москва.
(Находим с ребятами ещё один лепесток, забираем с собой)
Остановка № 4: «Президент»
-Скажите, кто управляет нашим государством? (Президент)
-Как его зовут? (Владимир Владимирович Путин)
-Вы правы, В. В. Путин уже много лет управляет страной, его все уважают и слушают. Управлять государством очень сложное дело, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека. Посмотрите на портрет нашего президента В. В. Путина.
Показ портрета президента России.
(Находим лепесток и едем дальше)
Остановка № 5: «Россия – страна мастеров»
Воспитатель :
Живут в России чудо-мастера,
умельцы дивные,чьи золотые руки
творят шедевры с раннего утра,
ремесел помня древние науки.
-Ребята, я предлагаю вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров. Отгадайте загадки:
1) Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора!
Кони, барышни, барашки
Длинношеи и стройны.
Сине-красные полоски
На боках у нас видны.
(Филимоновские игрушки)
2) Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема
Золотая …
(Хохлома)
3) Коль на досочке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица
Это значит …
(Городец)
4) В этой модницу
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей – темница
(Матрешка)
-Ребята, сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. У вас на столах лежат трафареты матрешек, вам нужно их расписать в технике гжель.
-Давайте вспомним, какие цвета используются при росписи изделий в технике гжель? (Белый, голубой, синий)
-Как мы держим кисточку? (тремя пальцами)
Пальчиковая гимнастика.
-Приступайте к работе.
(После выполнения задания находим еще один лепесток и едем дальше)
Остановка № 6: «Мой край»
-Россия – наша общая Родина. А еще у каждого из нас есть малая Родина.
-Ребята, а как вы понимаете слово родина? (Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились. Родина – страна, в которой мы живем).
-Родина — это место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.
-Ребята, а где мы с вами живем? (В Нижнем Новгороде)
-Правильно, мы живем в городе Нижней Новгород – это наша малая Родина. У нашего города тоже есть свой герб, свой флаг и свой гимн.
Воспитатель выставляет изображение герба и флага г. Н. Новгорода.
-Ребята, что изображено на гербе?
-Нашему городу в следующем году будет уже 809 лет! В нашем городе много достопримечательностей и красивых мест.
-Ой! Я, кажется, заметила последний лепесток нашей Ромашки. Ура! Заберем его с собой.
-Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
-Вот мы и вернулись с вами в детский сад. А теперь давайте все лепестки прикрепим к нашей Ромашке.
Прикрепляем лепестки к Ромашке. Меняю желтую «грустную» серединку на «улыбающуюся»
3. Заключительная часть:
Рефлексия
-Ребята, куда мы с вами совершили сегодня путешествие? (путешествие по России)
-А почему мы туда отправились? (потому что ветер разбросал лепестки Ромашки, и она загрустила)
-Получилось у нас помочь Ромашке? (Да)
-Что было сложным для вас? Дорогие ребята, на этом наше занятие подходит к концу. Вы сегодня были большими молодцами! Любите свою Родину и гордитесь ею!