Елена Ивановна Асеева
Открытое занятие по развитию речи «Слова, слова, слова…»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
развивать речь, учить правильно строить предложения, учить делить слова на слоги, совершенствовать умение писать слова под диктовку, пополнять и активизировать словарный запас, формировать умения и навыки сотрудничать друг с другом, учить составлять предложения с заданным словом, формировать умение составлять длинные и короткие предложения
Публикация «Открытое занятие по развитию речи „Слова, слова, слова…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия
- Сядет на стульчик тот, кто назовет своё имя ласково, например: Вова-Вовочка и т. д. Дети постепенно садятся.
- Начнём наше занятие с гимнастики для языка. Он пока ещё не проснулся. Мы разбудим и хорошенько разомнём языком звуки музыки.
Сказка о весёлом языке
Жил да был Весёлый язычок. Однажды утром он проснулся, потянулся и пошёл умываться.
Упражнение «Мыльные пузыри»
Надувание щёк одновременно и попеременно. Затем решил отправиться на прогулку. Сел на лошадку и поскакал.
Упражнение «лошадка» - цоканье языка
Увидел качели и решил покататься.
Упражнение «Качели» - движение языком вверх- вниз
Посмотрел на часы
Упражнение «Часики» :
Тик – так - движение языкам вправо-влево. Подул ветер сильнее. Подуть между зубами.
Наш веселый язычок поспешил домой, а по дороге решил спеть Песенку.
Песенка для языка
Поокали - о-о-о; поакали - а-а-а
Поукали - у - у - у; поикали - и - и - и;
Пошипели - ш - ш - ш
- Хорошо.
Вернулся язычок домой.
- А мы с вами вспомним, что учили на занятиях.
- Громко, четко говорим, никуда мы не спешим.
Слова, слова, слова
Не верю я в примету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,-
Означено словами.
И это так прекрасно -
В огромном мире –
Море слов - купаться ежечасно
- Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи, даром слова.
- Кто из вас знает пословицы о слове?
Больше делай, меньше слов. (больше работай и меньше слов)
Слово пуще стрелы ранит.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Слово дано человеку, животному - немота. /Только человек умеет разговаривать, а животные нет/
Вышиваю картинку. Выходят двое детей.
- Эй, бурёнушка, здорово!
- Не видала ль ты, корова,
- Где овечка без хвоста.
Но корове эти речи
Непонятны человечьи.
И она в ответ ему
Промычала кратко (все) «МУ»
Воспитатель:
- Какая из перечисленных пословиц больше всего подходит к этому рисунку. /Слово дано человеку, животному - немота /
Воспитатель:
- Ни сказала корова Ване ничего, только промычала в ответ. Пошёл Ваня дальше, а навстречу ему… кто?
Вывешивают картинку /коза, кошка, собака, лошадь/.
- Назовите каждого из этих животных.
- Как одним словом назвать всех. /Домашние животные. /
- Почему?
Они живут рядом с человеком и приносят пользу.
Воспитатель:
- Какую пользу приносит кошка. /Ловит мышей и крыс/
- Собака? /Сторожит дом/
- Коза? /Даёт молоко, шерсть на тёплые носки.
- Лошадь? /Перевозит грузы, пашет землю/
- Кто прочитает, какие звуки издают эти животные. /Хором/
- Теперь мы знаем, что один из этих животных не смог ничего ответить Ване.
- Посмотрите внимательно на рисунок и скажите, кто же помог ему. /Мальчик/
Воспитатель:
- Почему ты так думаешь? Он умеет разговаривать
- Хорошо. Так зачем же человеку слово дано?
- Рассмотрим рисунки- помощники. /Чтобы разговаривать, общаться и т. д. /
Физкультминутка
Музыка тихая. Шаги. Стук в дверь.
- Кто это, дети?
- Ёжик.
- Послушайте, он что-то поет и принес вам сладкий приз, но прежде надо выполнить задания. Вот они. А еж посидит и послушает, как вы будите отвечать.
- Из чего же состоят слова? /Из слогов/
- Как можно узнать, сколько в слове слогов? /Сколько в слове гласных, столько и слогов/
- У вас на столах лежат красивые конверты. В конвертах карточки, достаньте их. На карточках написаны слова. Вы должны прочитать каждый свое слово, подчеркнуть гласные и определить в слове количество слогов. Затем вы распределите слова по вагонам этого волшебного поезда. В нем три вагона. В первом вагоне поедут животные, в названии которых 1 слог. Те животные, в названии которых 2 части, поедут во втором вагоне. В названии, которых 3 слога, поедут в 3-ем вагоне. / Дети распределяют карточки со словами по вагонам, объясняя свой выбор/
2. Следующее задание. Диктант
- Приготовьтесь: откройте свои тетради, возьмите ручки в правую руку.
Диктую буквы: М, А, Р, Т. Подчеркните гласные.
- Кто прочитает, что получилось из букв? /Слово март/
- Что обозначает это слово? /Это первый весенний месяц/
- Я диктовала вам буквы. Что такое буквы? /Это то, что мы видим и пишем/
- Что такое звуки? /Это то, что мы произносим и слышим/
- Вы подчеркивали гласные буквы уже два раза на занятии, а кто расскажет про гласные?
Стихотворение про гласные
Физкультминутка
- Давайте поиграем в игру «Доскажи слово»
Жил-был маленький щенок.
Он подрос однако. Взрослая. /собака/
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал. /конем/
Бык, могучий великан, в детстве был…
Толстый увалень баран - тоненький. /Ягненок/
Этот важный кот пушок - маленьким. /котёнком/
А отважный петушок крохотный. /Цыпленок/
(Каждая загадка сопровождается картинкой)
- Что вы добавляли? (Слова)
- Что можно составить из слов? (Предложение)
- Послотрите на доску. Вывешиваю слово - кошка.
- Кто прочитает это слово?
- Составьте предложение с этим словом.
(Кошка любит лакать молоко)
- Начертите схему этого слова на доске.
- Сколько слов в этом предложении?
- С чего начинается предложение? (С большой буквы)
- Чем заканчивается предложение? (Точкой)
- Как пишутся слова в предложении? (Отдельно друг от друга)
- Что содержит в себе предложение? (Законченную мысль)
- Какие бывают предложения? (Длинные и короткие)
- Это какое предложение? (Длинное)
- Давайте составим короткое предложение со словом кошка. (Кошка играет)
- Сколько слов в этом предложении? (2)
- Хорошо. Это было последнее задание хитрого ежа. Ему очень понравились ваши ответы. За это получите сладкий приз.
- Но сначала давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии. (Читали, делили слова на слоги, писали диктант, рассказывали стихотворение и т. д.)
- А теперь получите сладкий приз.
- До новых встреч!