Наталья Гричкосей
Открытое занятие по экологии в подготовительной группе «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Закрепить представление о характерных признаках зимы.
2. Познакомить детей с некоторыми физическими свойствами снега и льда.
3. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
4. Развивать речь детей, учить отвечать полным ответом.
5. Воспитывать у детей устойчивый интерес к природным явлениям.
6. Активизация словаря: гололед, снегопад, оттепель.
Оборудование:
Мольберт, карандаш, пластинки льда, снег, кроссворд, тарелочки, стаканы, снежинки разной величины, белый халат (по кол- ву детей, белая и цветная бумага, спички (без головки, соль.
Публикация «Открытое занятие по экологии в подготовительной группе „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за снегом.
2. Беседа о временах года.
3. Чтение сказки Г. Х. Андерсона «Двенадцать месяцев».
4. Чтение произведения Л. Завальнюк «Времена года».
5. Д/игра «Какое время года».
6. Д/игра «Путешествие по временам года»
Ход:
(Дети заходят в группу и садятся на стулья.)
- Сегодня у нас необычное занятие, вам надо разгадать кроссворд, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься.
1. Сперва с горы летишь на них, а после в гору тянешь их. (санки)
2. Белая морковка зимой растет. (сосулька)
3. Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно. (лед)
4. Без рук рисует, без зубов кусается. (мороз)
5. На дворе – горой, а в избе – водой. (снег)
6. Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила. (зима)
7. Какой месяц год начинает? (январь).
- Вы, наверное, уже догадались, что говорить мы будем о зиме. Сколько месяцев продолжается зима?
- (три месяца)
- Назовите их.
- (декабрь, январь и т. д.)
- Какой месяц зиму начинает, а год заканчивает?
- (декабрь)
- О каком месяце говорят – середина зимы?
- (так говорят о январе)
- По каким характерным признакам можно узнать зиму?
- (земля покрыта снегом, осадки, - t и т. д.)
- Расскажите, какая зима была в самом начале?
- (теплая, снег липкий, дождь со снегом)
- А сейчас какая зима?
- (холодная, снег рассыпчатый)
- Зима делится на два периода. Первый период – мягкая зима- это декабрь и начало января, когда небо затянуто тучами, идет то снег, то дождь. В этот период самые короткие дни.
Второй период – холодная зима- с середины января и весь февраль. В это время дни увеличиваются, ярко светит солнце, но не греет. Иногда бывают резкие потепления и тогда снег становится липким, такие перепады погоды называют оттепелью. Паша, что такое оттепель? (если ребенок затрудняется ответить, повторить еще раз). Настя, что такое оттепель?
- А скажите, ребята, какой самый яркий признак зимы?
- (снег)
- Кто из вас знает, как называется природное явление, когда падает много- много снега?
- (снегопад)
- Кирилл, что такое снегопад?
- (когда падает много снега).
- Данияр, повтори, что такое снегопад?
- Скажите, а чем вам нравится зима?
- (можно кататься на санках, лыжах, играть в снежки)
- Кто знает, как образуется снег, почему на землю падают снежинки?
- (вода испаряется и поднимается в воздух)
- Правильно, а пар под воздействием низкой температуры превращается в снежинки. Снежинки бывают самых разных размеров, причудливых форм. Статистике известны случаи, когда на землю падали крупные снежинки, размер которых просто поразителен. Самые большие снежинки упали 4 декабря 1897 г (104г назад) в Саксонии, их диаметр достигал 12 см.
Физминутка
Дети имитируют катание на коньках, ходьбу на лыжах и игру в снежки.
- Ребята, а кто из вас знает, что такое лаборатория?
- (опыты проводятся)
- А что такое опыт?
- (опыты проводят, чтобы больше узнать о чем- нибудь)
- Опыт – это наблюдение за объектом, чтобы лучше его узнать. Кирилл, что такое опыт? (спрашиваю 2-3 детей)
- Как называют людей, которые работают в лаборатории?
- (лаборанты)
- В какой одежде лаборанты работают?
- (в белых халатах)-
Сегодня мы с вами будем лаборантами. Надевайте белые халаты и проходите в лабораторию, мы будем проводить опыты, из которых узнаем о свойствах
льда и снега.
(дети проходят за столы)
Опыт 1.
- Перед вами пластинки льда и комочки снега, бросьте их в стакан и отодвиньте в сторону, позже мы вернемся к этому опыту.
Опыт 2.
- Сравните на фоне белой бумаги снег и лед. Какого они цвета?
- (снег- белый, а лед- синевато- белый)
- Теперь положите комочек снега и пластинку льда на цветную бумагу. Что вы видите?
- (под снегом бумагу не видно, а подо льдом видно)
- Потрогайте палочкой снег и лед, какие они?
- (лед – твердый, а снег – мягкий, рыхлый)
- Ударьте карандашом пластинку льда, что с ним произошло?
- (он раскололся, значит он хрупкий)
- Какой можно сделать вывод из этого опыта?
- (снег – белый, непрозрачный, мягкий, а лед – прозрачный, твердый, хрупкий).
- Каиржан, повтори. (2-3ребенка повторяют)
- Посмотрите на снег и лед, которые вы положили в стакан. Что произошло?
- (они растаяли, получилась вода)
- Значит снег и лед образуются из воды.
- Данна, повтори. (2-3ребенка повторяют)
Опыт 3.
- опустите снег и лед в стакан с водой. Что вы видите?
- (лед и снег плавает)
- Палочкой опустите лед на дно стакана, уберите палочку, что вы видите?
- (лед всплыл)
- Лед и снег плавают, значит, они легче воды. (2-3ребенка повторяют)
Опыт 4.
- Возьмите спичку и положите на пластинку льда, сверху чуть- чуть насыпьте
соли, давайте понаблюдаем. А пока скажите мне, что такое гололед?
- (это когда скользко)
- Когда зимой резко становится теплее или когда зимой идет дождь, то на дорогах образуется гололед. Миша, что такое гололед? (2-3ребенка повторяют)
- Потрогайте спичку карандашом, что произошло?
- (спичка прилипла)
- Спичка вмерзает в лед, значит соль заставляет лед таять. Именно поэтому в больших городах проезжие дороги посыпают солью, чтобы не было скользко.
- Итак, можно сделать вывод из наших опытов. Снег – белого цвета, непрозрачный, мягкий, рыхлый, плавает в воде, превращается в воду, когда тает. Даша, повтори. (2-3ребенка повторяют)
- Лед – бесцветный, прозрачный, твердый, но хрупкий, плавает в воде, когда тает- превращается в воду. Вова, повтори. (2-3ребенка повторяют)
- Что общего между снегом и льдом?
- (они получаются из воды)
- В какую погоду снег легкий, пушистый, легко рассыпается?
- (в морозную)
- В какую погоду снег липкий, тяжелый, сырой?
- (в теплую)
- Что такое оттепель?
- (резко становится тепло)
- Что такое гололед?
- (скользко на дорогах)
- Что такое снегопад?
- (когда падает много снега)
- Молодцы, вы хорошо сегодня работали, на этом наше занятие закончено,
дежурные убирают столы.