Алена Калинина
Оздоровительная работа в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития общества основной задачей дошкольного учреждения выступает воспитание здоровых, гармонично развитых детей обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно «беречь здоровье с молоду».
Наш детский сад работает по программе «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А Васильевой, «От рождения до школы» авт. Н. Е. Вераксы. Приобщение ребенка к физической культуре как к фундаменту общечеловеческой культуры — ведущее направление программы.
Публикация «Оздоровительная работа в ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Так как 80% детей рождаются с ослабленным иммунитетом, содержание программы предусматривает дальнейшее укрепление здоровья ребенка, содействие его правильному физическому развитию и закаливанию, совершенствованию функций организма, повышению его работоспособности, предупреждению утомляемости, поддержке развития ребёнка в условиях свободного двигательного режима.
Основными задачами охраны и укрепления здоровья детей являются:
• укрепление здоровья детей;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни;
• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно- оздоровительной работы;
• приобщение детей к традициям большого спорта.
Для решения этих задач была разработаны следующие мероприятия:
• Диагностика.
• Планирование и организация физкультурных мероприятий.
• Лечебно-профилактическая работа, закаливание.
• Организация двигательной деятельности.
• Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Диагностика физического развития проводится в начале и в конце года. В процессе ее оцениваются и сопоставляются данные по заболеваемости, группы здоровья, уровень продвижения нервно-психического развития детей, воспитание полезных привычек, приобретение двигательных навыков, уровень физического развития и физических качеств (сила, выносливость). Исходные данные определяются и отмечаются инструктором по физкультуре, медсестрой. Это позволяет своевременно корректировать обучение с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий ведется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.
• Систематический анализ результатов показывает, что ежегодно отмечается 3 периода повышения заболеваемости: осеннее и весеннее межсезонье и грипп зимой. Поэтому особенно в это время усиливаем оздоровительные мероприятия : обязательно соблюдается питьевой режим;
• система проветривания;
• кварцевание помещений;
• прогулки с включением подвижных игровых упражнений;
• гимнастика для глаз; пальчиковая гимнастика; массаж ушных раковин; дыхательная гимнастика;
• оздоровительный бег;
• вакцинация детей и сотрудников;
• беседы с детьми о здоровье;
• фитотерапия;
• чесночно-луковые закуски;
• ароматерапия;
• воздушные ванны;
• закаливающие процедуры после сна в виде хождения босиком по «дорожкам здоровья»;
• игры с водой;
• полоскание зева кипячёной охлаждённой водой;
• витаминотерапия;
• витаминизация третьего блюда;
• ионизация воздуха аппаратом «Ион»;
• обследование здоровья детей на аппарате «Аспон» в поликлинике;
• обследование на плантографе;
• корригирующая гимнастика для профилактики плоскостопия и правильной осанки.
Самостоятельная двигательная активность является одним из показателей развития личности и ее культуры. Суть ее состоит в способности к самостоятельному развитию собственных физических возможностей в окружающем мире посредством комплекса самостоятельно осознанных двигательных действий, обеспечивающих сохранение своего здоровья. В нашем детском саду созданы условия, способствующие развитию самостоятельной двигательной активности:
- интегрирование двигательной деятельности с другими видами деятельности;
— насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми;
— обеспечение взаимосвязи между организованными и самостоятельными видами деятельности.
Даже расстановка столов на занятия в виде буквы «П» и подлезание под ними за материалом для занятия туда и обратно дает лишний раз ребёнку проявить свою двигательную активность.
Организация среды и наполненность ее разнообразным оборудованием дают возможность ребенку реализовать потребности в самостоятельных движениях. Для этого в каждой группе есть спортивные уголки.
Насыщение двигательной деятельности народными подвижными играми такими как: «Аскак-Кадай», «Анай», «Метание аркана», «Думчук тудар», «Пирог», «Кувшинчик», «Баба Яга» и другими способствует накоплению их двигательного опыта, развитию способов самоорганизации. В самостоятельной двигательной активности происходит самовыражение внутреннего мира ребенка посредством движений, осознание ценности своего здоровья, само регуляция и самоконтроль здоровья.
Совместная работа инструктора и воспитателя на физкультурных занятиях, вне занятий, при обследовании двигательной деятельности, на спортивных праздниках позволяет грамотно вести эту работу.
Накопление у детей двигательного опыта происходит при проведении праздников:
-со спортивными играми;
-«Веселые старты» с элементами эстафет,
-соревнованиями на ловкость, скорость и выносливость,
-«Папа, мама, я — дружная семья», которые обеспечивают возможность каждому ребенку раскрыть свои способности, при этом давая ему право на творчество.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим основным направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— развитие представлений о строении человечески тела, назначении органов;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказание элементарной помощи;
— формирование представлений о том, что полезно, что вредно для организма;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям.
— развитие потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизни и личного примера в укреплении и сохранении здоровья.
Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий, основу которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей переходят в привычку и выполняются автоматически.
По каждому направлению определяется минимум- норма - максимум. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть остается неизменной для детей любого возраста.
На первом месте в комплексной системе укрепления здоровья детей находятся занятия, которые помогают выработать у ребенка сознательное отношение к своему здоровью и определять свое состояние и ощущения.
1 раз в месяц проводятся уроки здоровья, на которых закладываются навыки соблюдения правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки, знакомство со своим телом.
Физкультурная работа проводится в форме разнообразных занятий: классических, игровых, сюжетно-игровых, тематических, познавательных, занятия зачёты, круговая тренировка, тренировочные, с модулями, танцевально-ритмические; эстафеты; подвижные игры; малоподвижные игры; 1раз в 2недели проводим физкультурные досуги; спортивных праздники и развлечения; 1раз в квартал День здоровья.
Вначале учебного года с родителями проводится анкетирование по вопросу: «Оздоровление детей дома» на основе которого мы корректируем спортивно –оздоровительные мероприятия с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и здоровья детей.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей- одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада и родители. Благодаря такому сотрудничеству наши дети бодры, и здоровы, и с удовольствием посещают детский сад.