Лилия Красильникова
Оздоровительный проект «По жизни здоровыми ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического здоровья человека, особенно детей, начиная с самого раннего возраста. Дошкольный возраст является периодом дальнейшего интенсивного формирования психики, возникновения различных качественных образований как в развитии психофизиологических функций, так и в личностной сфере. Важно, чтобы к моменту поступления в школу, ребёнок обладал хорошим физическим и психическим здоровьем, был развит соответственно возрасту по всем показателям.
Публикация «Оздоровительный проект „По жизни здоровыми ногами“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Здоровье ребенка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает особую ответственность на членов семьи и на детский сад. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Поэтому одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. Важность физического воспитания подрастающего поколения подчеркивается в Программе КПСС, где сказано: «Партия считает одной из важнейших задач — обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил».
В дошкольном возрасте происходит бурное развитие организма ребенка. У него активно формируются нервная, костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат. В этот период закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Целенаправленное, физическое воспитание оказывает положительное влияние на умственное развитие малышей: обогащаются знания об окружающих предметах и явлениях, совершенствуется ориентировка в пространстве и времени; складываются положительные черты характера. Дети приобретают умения действовать в коллективе сверстников; у них формируются такие качества, как выдержка, самостоятельность, активность, инициатива, чувство товарищества, взаимопомощи и т. п.
Основные задачи физического воспитания детей дошкольного возраста состоят в охране и укреплении их здоровья, полноценном физическом развитии, закаливании организма, формировании двигательных и культурно-гигиенических навыков и умений.
С 2010 года на базе нашего детского сада открыто 5 групп для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата: плоскостопие, нарушение осанки, сколиоз, кривошея, деформация грудной клетки. Часто основному диагнозу сопутствуют другие болезни, связанные с нарушением речи, зрения, функций внутренних органов.
В процессе работы, мы столкнулись со следующими проблемами- недостаточно отработана система мониторинга коррекционно –образовательного процесса;
- система взаимодействия специалистов, педагогов и родителей;
- вопросы программно – методического обеспечения и подготовки кадров;
- инвентарное оборудование необходимое для улучшения качества выполняемой работы.
Во время работы детского сада практически решены все намеченные проблемы, кроме одной и очень важной – это приобретение специфического оборудования.
Цель проекта.
1. Обеспечение укрепления здоровья детей раннего возраста, обеспечение ранней коррекции отдельных отклонений в физическом и психическом развитии, подготовка детей к социально активному образу жизни.
2. Обеспечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата комфортными условиями развития, воспитания и обучения.
3. Проведение необходимой работы по профилактике и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
4. Повышение компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата
Задачи проекта :
1. Оказание профилактической и коррекционной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
2. Изучение уровня физического развития, познавательного, социально-личностного, речевого и индивидуально-типологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, определение основных направлений и содержания работы.
3. Оценка результатов помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
4. Формирование у педагогов и родителей информационной готовности к коррекционной работе, координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения коррекционной работы.
5. Улучшение качества психологического и физического развития.
Ожидаемый результат:
Подготовленность детей к социально активному образу жизни.
Повышение уровня физической подготовленности.
Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Благотворное влияние физическое и психическое развитие, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Идея проекта : Использование наиболее эффективных оздоровительных практик : ЛФК, массаж, бассейн, физиотерапевтические процедуры, подвижные игры, дыхательная гимнастика, оздоровительная ритмопластика, логоритмика, психологическая помощь.
Гипотеза: Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми профилактической и коррекционной помощи с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития физических качеств и оздоровления детей дошкольного возраста.
Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Критерии оценки ожидаемых результатов: мониторинг физической подготовленности и показателей здоровья (диагностика физической подготовленности, физических качеств, дыхательной системы, индекса здоровья и др.)
База исследования: МБДОУ № 87
Участники проекта : дети, родители, инструктор ЛФК, врач-ортопед, инструктор бассейна, старшая медицинская сестра, квалифицированные воспитатели групп, заместитель заведующей МБДОУ, заведующая ДОУ, психолог, учитель – логопед.
Методы эксперимента:
В ходе эксперимента будут применяться такие методы как:
анализ научной литературы, нормативно-правовых и программно-методического материалов, опыта деятельности МБДОУ, продуктов деятельности детей и педагогов;
прямое, косвенное и включенное наблюдение;
опросы, анкетирование, тестирование;
системный анализ социальных, психолого-педагогических факторов, оказывающие влияние на эффективность профилактики оздоровление детей дошкольного возраста.
Сроки реализации: 2012 – 2014 гг.
Разрабатываются различные формы деятельности по проекту : совместно с врачом – ортопедом, инструктором ЛФК, педагогами.