Галина Якименко
Оздоровление дошкольников посредством активной музыкотерапии
▼ Скачать + Заказать документы
Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни. Влияние музыки на здоровье детей – это общепризнанный факт. Музыкальная терапия относится к интегрированным методам восстановления, укрепления и сохранения физического и психического здоровья человека. Вот поэтому, мы включили музыкотерапию в оздоровительную программу нашего ДОУ. Современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, ко-ординации движений. Поэтому, необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении. Исходя из этого, планируя активную музыкотерапию, ставлю перед собой целью развить у дошкольников музыкальность, чувство ритма, пластичность и выразительность движений, научить детей двигаться в характере музыки, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности.
Публикация «Оздоровление дошкольников посредством активной музыкотерапии» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Музыкально–ритмическая деятельность составляет примерно 40-50%. В ней воспитанники выполняют упражнения, способствующие освоению определённых танцевально–игровых элементов, в чёткой ритмичной передаче основных движений, помогающих ориентироваться в выполнении различных построений. По тому, как ребёнок ходит, бегает, прыгает, можно судить о его физическом развитии, умении координировать движения, эмоциональном настроении. Если у ребёнка плохо развиты основные движения, то ему труднее их выразить в своих этюдах, танцах, играх: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. Чем больше двигательный опыт ребёнка, тем больше уверенности он приобретает, тем шире его творчество. Кроме того, движения служат стимулом для созревания нервных связей. Упражнения способствуют формированию: опорно – двигательного аппарата; правильной осанки; пластики, гибкости; умению двигаться согласованно с музыкой.
Главным мотивом маленьких детей в освоении и совершенствовании двигательного опыта является интерес. Применяю игровой приём, позволяющий ребёнку проникнуть в художественный замысел и помогающий скоординировать движения своего тела с характером музыки. Стараюсь вызывать у детей интерес и положительные эмоции, развиваю эти умения в ритмических упражнениях, музыкальных играх, танцах, хороводах, соответствующих возрастным физиологическим характеристикам.
Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Буренина А. И. констатировала, что, приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но и развивается всесторонне. Работая с детьми над ритмическими упражнениями, добиваюсь точного выполнения движений, слежу за правильностью осанки. Нарушения осанки сказываются не только на внешнем виде ребёнка, но и на его здоровье: неправильное положение тела ведёт к сужению грудной клетки и искривлению позвоночника, что затрудняет работу сердца и лёгких.
В своей работе, кроме основной образовательной программы, использую программу. А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и музыкальные игры для развития дошкольников Анисимовой Г. И.
Активная музыкотерапия даёт возможность для ребенка не только занимательно провести время и выплеснуть накопившуюся энергию, но и освоить необходимые умения и навыки, сохранить физическое и психическое здоровье, а также создать предпосылки для сознательного ведения здорового образа жизни.