Елена Алешина
Ознакомление детей с окружающим миром «Семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №44 «Родничок»
Конспект занятия
По ознакомлению детей с окружающим миром,
Тема: «Семья»
(старший возраст)
Составила и провела:
Воспитатель
МКДОУ «Детский сад №44»
Алешина Елена Ивановна
Саров 2014 год.
Программное содержание:
1. Обучающие задачи:
1.1 Учить детей ориентироваться в родственных отношениях;
1.2 Закрепить полоролевое поведение при распределении семейных обязанностей;
1.3 Учить понимать смысл пословиц, соотносить их с определенной семейно й ситуацией;
Публикация «Ознакомление детей с окружающим миром „Семья“» размещена в разделах
1.4 Закрепить знания детей об орудиях труда и предметах, необходимых в домашнем хозяйстве.
2. Развивающие задачи
2.1 Развивать диалогическую роль;
2.2 Расширять словарь детей словами – признаками;
2.3 Развивать мыслительные операции: классификация, обобщение;
2.4 Развивать память и воображение.
3. Воспитательные задачи:
3.1 Воспитывать чувство уважения к близким, к своей семье;
3.2 Закреплять нравственные нормы поведения.
Материал: микрофон, фотовыставка «Моя Семья», стихи о маме, бабушке, брате, изображение семейного герба, пословицы о семье, мячик, сердечко, предметные картинки «Инструменты», «Предметы для уборки помещения», «Электроприборы», кирпичики для строительства дома.
Предварительная работа: беседы «Моя семья», «Семейные обязанности», рисование на тему «Моя семья», чтение художественной литературы и т. д.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Моя семья». Вы согласны быть участником этой передачи?
У нас в студии много гостей. Давайте, поздороваемся с ними.
Воспитатель: Участники передачи, занимайте, пожалуйста свои места.
Приготовились? Начали. Добрый день, уважаемые зрители! Начинаем нашу передачу «Моя семья» и я,ее ведущая, Елена Ивановна. Сегодня в нашей студии ребята д/с «Родничок» города Сарова. Они пришли на передачу для того, чтобы рассказать о себе, о своей семье, о своих дорогих и близких людях.
-Ребята,знаете ли вы, как называют людей, живущих в одном доме, квартире?
Дети: Семья, семейство, домашние.
Воспитатель: правильно. Это семья. У каждого из вас есть семья. Это люди, которые живут вместе и очень любят друг друга, заботятся друг о друге.
2. Рассматривание фотовыставки.
В нашей студии находится выставка семейных фотографий. (Читаю стихотворение, звучит музыка).
«Есть в доме любом семейный альбом.
Как в зеркале, мы отражаемся в нем.
Пускай не всегда мы красивы, зато эти фото правдивы.
Хранится альбом в нашем доме, и снимки хранятся в альбоме.
Их много и старых и новых – у нас у семейства большого!».
3. Беседа о семейном гербе.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю познакомиться с семьями участников. Я знаю, что среди участников передачи есть мальчик, который вместе со своими родителями придумал и нарисовал герб своей семьи. Алеша, покажи на выставке свою семью и назови всех членов. А теперь присаживайся, пожалуйста.
Воспитатель: Алеша, кто помогал тебе рисовать герб семьи?
Ребенок: мама и папа.
Воспитатель: Расскажи, что изображено на вашем гербе. ( рассказ ребенка о символах, которые расположены на гербе и об их значении)
Воспитатель: Алеша, у вас очень дружная семья, а чем вы любите заниматься вместе?
Ребенок: мы любим вместе гулять, строить сооружения из конструктора и т. д
Воспитатель: Алеша, ты знаешь пословицы о семье? (да). Как ты думаешь, какая пословица подходит вашей семье? (В семье дружат - живут не тужат)
Воспитатель: Спасибо, Алеша за интересный рассказ.
3. Беседа о маме, чтение стихотворения
.
Ребята, перед началом передачи Тима сказал мне, что выучил стихотворение о самом близком и родном человеке – о маме. Тима, покажи на вставке свою маму и прочитай свое стихотворение (Ребенок читает стихотворение)
Мама. А. Костецкий
Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку,
Руку луч к тебе протянет.
Ты подставь к нему ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым, и обутым,
Все прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
Воспитатель:
- Тима, как зовут твою маму?
- Кем она работает?
- Что делает мама на работе?
- Как ты считаешь, трудно быть врачом? Какими качествами должен обладать врач? (внимательный, добрый, грамотный и т. д)
- А ты мог бы назвать пословицу о маме? (При солнышке тепло - при матушке добро. Нет лучше дружка, чем родная матушка).
4. Беседа «Случай в лесу»
Воспитатель: А теперь я приглашаю к микрофону Настю. Оказывается, в семье Насти летом произошла очень интересная история. И сейчас она нам ее расскажет.
- С кем из членов твоей семьи случилась эта история?
- Расскажи, как это произошло?
- Настя, а ты можешь подобрать пословицу к поступку твоего папы? (Сам пропадай, а товарища выручай)
Воспитатель: Спасибо Настя, нам было интересно послушать твой рассказ. Сколько интересного сегодня мы узнали о семьях участников!
5. Блиц – опрос «Назови пословицу»
.
А сейчас блиц- опрос для остальных участников. Каждый из вас живет в своей семье. Подумайте, какая пословица подойдет вашей семье? А твоей?
Воспитатель: Семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье. Ребята, как вы думаете, в чем заключается смысл пословицы «В семье дружат – живут не тужат»? (семья дружная, веселая, у ее членов много интересов и занятий, активная,).
Воспитатель: Молодцы, ребята, нашим зрителям, думаю, было интересно услышать пословицы и поговорки о семье.
6. Игра с мячом «Родственные отношения».
Теперь давайте поиграем:
«Кто нам брат, кто нам друг, становитесь скорее в круг!
Друг друга за руки возьмем и играть сейчас начнем.»
Проводится игра «А ты мне кто?». Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я- мама,а ты мне кто?» (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: Я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д, а ты мне кто?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Действительно, в семье много родственников. Семья – это папа, мама, их дети. И я предлагаю нашим участникам ответить на вопрос: «Какая у вас мама?». Поможет нам в этом сердечко. Каждый из вас должен сказать теплое и ласковое слово о маме, и передать сердечко другому.
Дети: ласковая, трудолюбивая, красивая, умная и т. д
Воспитатель: Ребята, мне было приятно и интересно узнать какие у вас мамы.
«Мамы разные нужны, мамы разные важны».
7. Пальчиковая игра «Бабушка»
Воспитатель: Папа, мама, дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья. Посмотрите на выставку, я вижу на фотографиях не только мам и пап, но и бабушек. Давайте с вами поиграем в игру с ладошками и узнаем, какими бывают бабушки. Повторяйте за мной. (Воспитатель читает стихотворение Н. Голля и Г. Григорьева и сопровождает его жестами и движениями)
«Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинах собраны.
(Показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые- предобрые.
(Поглаживают ладони друг друга)
Все работали ладони
Долгими годами.
(Постукивает кулаками о ладони)
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами.
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони.
(Имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони.
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Действительно, наши бабушки очень добрые, заботливые, всегда встречают нас с радостью и любовью.
А теперь, уважаемые участники, присаживайтесь на свои места.
8. Чтение стихотворения «На кого же он похож»
Родственники могут жить в других домах, других городах и даже странах, не все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто –то из вас похож на маму, кто – то на папу, а кто- то на бабушку или тётю. Сейчас Таня прочитает вам стихотворение «На кого же он похож?»
«У нас сегодня праздник, довольна вся семья,
У нас родился братик, вернее, у меня!
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: На маму, очень славненький с лица.
Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца.
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
- Внук похож на вас, не спорьте,
- Что вы душенька, на вас.
Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я- то знаю, что братишка уродился весь в меня!»
Воспитатель: Спасибо тебе, Танечка, за такое интересное стихотворение.
9. Игра «Маленькие помощники».
Воспитатель: У каждого в семье есть свои обязанности. Вы любите помогать дома? Сейчас и проверим. Я предлагаю поиграть в игру «Маленькие помощники». Разделитесь на команду мальчиков и команду девочек. Встаньте напротив друг друга. Представьте, что девочки выросли большими и стали мамами. Девочки, покажите, какую работу по дому выполняют мамы. Старайтесь движения не повторять.
Мальчики, вы догадались, что изобразили девочки?
А теперь мальчики превратятся в пап и покажут, что умеют делать папы дома.
Девочки, вы догадались?
Воспитатель: Сколько много разных и важных дел выполняют родители по дому.
10. Игра «Что кому нужно».
А теперь подойдите ко мне поближе. Давайте поможем родителям найти предметы которые необходимы им для работы. Девочки будут помогать мамам, а мальчики папам. Возьмите по одной картинке и расположите их на наборном полотне.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы настоящие помощники своим родителям. А теперь для самых маленьких зрителей мы расскажем, для чего нужны эти предметы.
Дети: утюг нужен, чтобы гладить белье, ….
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь даже малыши будут знать, что делают по дому мама и папа.
11. Моделирование из бумаги «Дом».
Воспитатель: Время нашей передачи подходит к концу. В заключении я хочу предложить вам построить дом под названием «Семья». Но чтобы он был крепким, выкладываем кирпичики, вам надо сказать по одному слову, какой должна быть семья (дружная, веселая, крепкая, любящая и т. д) Я закончу строительство дома крышей.
12. Итог.
Воспитатель: Ребята, у каждого из вас есть свой родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Главное в семье – это любовь, дружба, уважение и понимание друг друга. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали их, заботились о них. Спасибо вам большое за участие, за интересные рассказы, за ласковые слова. До новых встреч!