Получи документы

Ознакомление детей с родным городом Невинномысском

Ольга Фадеева
Ознакомление детей с родным городом Невинномысском
▼ Скачать + Заказать документы

Город наш рожденный из станицы,

Город наш - казачий край родной,

Как же нам тобою не гордиться

Вместе мы живем одной судьбой!

Николай Канаков.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. (слайд 3) Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где человек родился.

Публикация «Ознакомление детей с родным городом Невинномысском» размещена в разделах

(слайд 4) Невинномысск имеет богатую историю, которую должны знать наши дети. 14 октября 1825 года, на День Покрова в чудесный день бабьего лета, состоялся обряд освещения места поселения и казачья застава стала называться станицей Невинномысской. За последние годы наш город преобразился : стали чистыми и нарядными улицы и микрорайоны, открылись новые детские сады, построились новые современные дома. В городе восстанавливаются памятники и парки, благоустраиваются дворы и детские площадки, появляется много новых зеленых насаждений и разнообразных красиво оформленных цветущих клумб. Невинномысск – один из важных промышленных центров Ставропольского края. Очень важно, чтобы воспитанники видели красоту родного города, преобразования, происходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Обращаясь к словам Василия Александровича Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Хотелось, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

Основная идея воспитания на примере знакомства с родным городом заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории и культуре родного города – Невинномысска, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

(слайд 5) Основными задачами являются:

1. Формирование у детей системы представлений о своей малой Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности, климата, природы родного края, сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций, социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, знания названия государственной символики, некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на его опыт, учитывать психологические особенности дошкольника. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать следующие принципы. (слайд 6)

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания : они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий.

ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

ПРИНЦИП ИНТЕГРАТИВНОСТИ. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т. п. ; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования.

Интеграция в педагогическом процессе ныне рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности. Ознакомление дошкольников с родным городом может стать тем стержнем, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности.

Одним из вариантов реализации принципа интеграции в работе с дошкольниками является организация педпроцесса на основе тематического планирования. Это позволяет видеть разные аспекты явлений: социальные, нравственно-эстетические, естественнонаучные, художественно-эстетические и др. Кроме того, «погружение» в ту или иную тему, которую одновременно изучают дети разного возраста, позволяет объединить их общими чувствами, переживаниями при проведении совместных утренников, вечеров досуга, выставок.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

Основные темы общения с детьми:

1.(слайд 7) МОЙ РОДНОЙ ГОРОД.

Детей знакомят с местоположением города, его экономическим значением, с историей возникновения города. Рассказывают о Людях, населяющих город. Дают представление о Гербе и флаге города. Детям дают понятие, что город, где человек родился, называется родным. Все любят родной город, тоскуют по нему, когда уезжают, много делают для того, чтобы он стал лучше. У каждого города, как и у человека есть имя, день рождения. (слайд 8) Детей знакомят с Промышленностью города - Невинномысская ГРЭС, АЗОТ, АРНЕСТ, хлебокомбинат и др. Рассказывая о городе, важно показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. (слайд 9, 10) Мы организуем и проводим экскурсии в музыкальную школу, Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и др. Организуя экскурсии, беседы важно, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес. Повышению детской мыслительной деятельности (слайд 11) Важным опытом для детей является участие в праздновании Дня города, в изготовлении подарков, а затем отражение своих впечатлений в рисовании, конструировании (слайд 12).

2.(слайд 13) УЛИЦЫ МОЕГО ГОРОДА.

Детям рассказывают «Малая родина - мой дом, двор, улица». Дорога от дома к детскому саду. Детей знакомят с историей главной улицы города. Рассказывают о том, что каждая улица имеет свое название. Особый восторг вызывала игра «Прошлое – настоящее» когда детям предлагались улицы, здания в прошлом родного города и в настоящем. (слайд 14) Предлагаю и Вам поиграть в эту игру, посмотрите на слайд как думаете какая улица на этой фотографии?

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется – он должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу.

3.(слайд 20, 21) ТРАНСПОРТ ГОРОДА.

Детей знакомят с разными видами транспорта. Рассказывают об истории создания городского транспорта.

4.(слайд 22) ПРИРОДА РОДНОГО ГОРОДА.

Детям рассказывают о Флоре и фауне. (слайд 23) Беседуют о сохранении природы. Дошколята участвуют в акциях «Покормите птиц зимой», «Каждой пичужке кормушка», «Эколята – защитники природы» и др. (слайд 24) Интересным опытом для детей стала квест игра «Защитники природы». Так же детей знакомят с местами отдыха жителей Невинномысска (парковая зона, набережная) (слайд 25)

5. НАШЕ НАСЛЕДИЕ.

Интересный блок включает в себя культурное наследие жителей города. Детей знакомят с произведения местных поэтов, художников, музыкантов. Дети являются участниками (слайд 26) литературных и (слайд 27) музыкальных конкурсов в городе.

6.(слайд 28) ПОЧЕТНЫЕ ЛЮДИ ГОРОДА. ЗАЩИТНИКИ РОДНОЙ ЗЕМЛИ.

Следующий блок это почетные люди. (слайд 29, 30) На занятиях детям рассказывают об этих людях, их достижениях, подвигах, о их вкладе в развитие родного города. Знакомя детей с родным городом важно рассказать о подвиге жителей Невинномысска в годы Великой Отечественной войны. В боях за Невинномысск воины – защитники проявили храбрость и героизм. Среди них были не только наши земляки, но и люди родившиеся вдали от Невинномысска - лейтенант Гусев, старший сержант Титов В., лейтенант Устилямов Н и другие. (слайд 31) Благодарные жители Невинномысска поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города. (слайд 32, 33) В группах нашего детского сада проводятся такие мероприятия, как «Освобождение Невинномысска», спортивные мероприятия.

7. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ.

Детям рассказывают о том что в городе есть Краеведческий музей, истории его создания, об экспонатах в этом музеи. (слайд 34, 35) Знакомят детей с историческими памятниками, организуя экскурсии к ним.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город - частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

-повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);

-везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

-повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

-люди берегут и охраняют природу;

-есть общие профессиональные и общественные праздники и т. д.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование.

Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений города и т. д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. В нашей подготовительной группе планируется проведение "мини-исследования". В котором мы с детьми выберем и определим тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети).

Однако, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии города, его природы, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи, петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Знакомство ребенка с родным городом» Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один.

Фотоотчет «Знакомство с родным городом»Фотоотчет «Знакомство с родным городом» Мы живем в небольшом городе Моздок, который находится в Северной Осетии. В этом году, нашему городу исполняется 255 лет! Несмотря на то,.

Конспект занятия в виде игры-путешествия «Знакомство с родным городом» «Знакомство с родным городом»Цель:- Познакомить детей с достопримечательностями родного города; - Закрепить знания детей о правилах дорожного.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Консультация для родителей. «Как знакомить детей с родным городом» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного.

Консультация для родителей «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом» Консультация для родителей на тему: «Развиваем связную речь детей, знакомя их с любимым городом».Как хочется, чтобы речь вашего ребёнка.

Консультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городомКонсультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городом Консультация для родителей о пользе отдыха детей летом за городом. Актуальность данной консультации в том, что дети дошкольного возраста.

Ознакомление с родным городомОзнакомление с родным городом .

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ознакомление детей с родным городом Невинномысском
Опубликовано: 11 мая 2024 в 18:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление детей с родным городом Невинномысском» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фадеева (УИ 1661764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД