Ирина Донцова
Ознакомление с окружающим миром детей групп кратковременного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
Составила воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №15 "Берёзка" И. В. Донцова
Ознакомление с окружающим миром
детей групп кратковременного пребывания
через наблюдения.
Наблюдения — это в первую очередь наблюдения за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Целью моих наблюдений является: закреплять представления детей о том, что изменения в природе влияют на жизнь животных и человека, научить делать выводы о взаимосвязях различных природных явлений. Я планирую наблюдения на прогулке по дням недели.
Публикация «Ознакомление с окружающим миром детей групп кратковременного пребывания» размещена в разделах
Наблюдение развивает пытливость, любознательность. Во время наблюдения я поддерживаю интерес детей к приметам времени года, задаю вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения закрепляю последующими зарисовками, составлением рассказов. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке я периодически обращаю внимание детей на цветовую гамму окружающих детский сад деревьев, цветов.
Использование мной стихотворений на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от осенней прогулки.
Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют мне сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло.
Одной из форм познания окружающего мира является наблюдение. Это сложное познавательное занятие, так как требует устойчивого внимания и включает в работу одновременно восприятие, мышление и речь.
В процессе наблюдения я задаю вопросы, предлагаю внимательно обследовать объекты наблюдения, сравнить их между собой, показываю взаимосвязь различных явлений природы. Наблюдения сопровождаются моими точными объяснениями того, что видят дети в этот момент, чем конкретнее и ярче останутся у ребенка представления об объекте наблюдения, тем легче моим воспитанникам будет впоследствии применять полученные знания на практике. Свой диалог с детьми я строю в виде обсуждения. Когда дети не только слушают, а еще и обсуждают увиденное вслух, знание прочнее закрепляется в их сознании.
Наблюдение – это неисчерпаемый кладезь эстетических впечатлений, благотворно воздействующих на эмоциональное состояние детей. Наблюдения в детском саду я организую систематически, чтобы приучить детей внимательно приглядываться и подмечать все особенности, развивая тем самым у них наблюдательность и, следовательно, решая задачи интеллектуального воспитания.
Прогулка в детском саду отлично подходит для проведения наблюдения. Я обращаю внимание детей на появление травы и цветов на земле, листочков на дереве, знакомлю их с насекомыми, птицами, устраиваю различные игры с использованием песка, воды, веточек, листочков. Организовываю наблюдения в детском саду в цветнике или на участке земли, отведенном под огород, где дети принимают участие в посадке и сборе урожая, посеве цветов, в промежуточных работах – поливают, рыхлят землю, собирают семена, обрезают сухие ветки и листья. Для детей старших групп организовываю дежурство на участке.
Для надежного усвоения и закрепления знаний детьми весь объем наблюдений я равномерно распределяю на несколько занятий. К организации наблюдения я заранее подготавливаюсь – выбираю время, место и объект наблюдения, учитываю количество детей, их возраст и возможность взаимосвязи с предыдущими наблюдениями.
Я организую различные виды наблюдений. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, мои воспитанники учатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.
По мере накопления объема знаний моими детьми я организую более сложный вид наблюдения, так как длительное и сравнительное наблюдение предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения мои дети определяют по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.
Дети группы кратковременного пребывания «Предшкольной подготовки» отражают результаты наблюдения в календаре природы, где зарисовывают сезонные изменения в природе, в животном и растительном мире, отражают участие людей в окружающем мире.
Мои наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими.
Мои наблюдения носят познавательный характер, заставляют детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения охватывают небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. В каждое следующее наблюдение я даю новые знания, взаимосвязанные с предыдущим знаниями и расширяю уже имеющиеся знания.
Мои наблюдения способствуют активному интеллектуальному и речевому развитию детей. Для этого наблюдения в детском саду я провожу систематически. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей я провожу предварительную работу в форме рассказа или читаю что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения уточняю, обобщаю, систематизирую, закрепляю, чтобы у ребенка сформировалось определенное представление об объекте наблюдения.
Превращаю наблюдение в игру, тогда дети испытывают от этого удовольствие, я совмещаю для детей полезное с приятным.