Папки-передвижки

Ознакомление с родным городом как средство развития речи

Наталья Горшкова
Ознакомление с родным городом как средство развития речи

Санкт-Петербург всегда считался культурной столицей России. Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, добрыми, внимательными6 к другим людям. Надо не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей удивительного петербургского сообщества. Ведь жители Петербурга всегда отличались высоким уровнем культуры, и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.

Публикация «Ознакомление с родным городом как средство развития речи» размещена в разделах

Мир истории, архитектуры, искусства Санкт-Петербурга (поистине уникального города-памятника)- разве это не бескрайнее море, где каждая новая волна- новое открытие, новое приобретение для души и сердца маленького петербуржца?

Эту работу нужно начинать с младшей группы детского сада. И необходимо очень тесное сотрудничество с родителями. Дети- дошкольники, проживающие в так называемых «спальных» районах, зачастую считают главной улицей города ближайщий проспект (например, во Фрунзенском районе- проспект Славы). Они редко (а в некоторых семьях практически никогда) выезжают в исторический центр Санкт- Петербурга с целью увидеть и узнать свой родной город. Весьма разнообразен контингент родителей: это и очень юные родители, и родители солидного возраста; много семей, совсем недавно переехавших жить в наш город. Нередко сами родители очень мало или практически ничего не знают о Санкт- Петербурге.

В процессе работы в детском саду мы формируем чувство уверенности, доброжелательности, умение ориентироваться (в группе, в детском саду, на улице); представление о разных видах домов и транспорте; знакомим с разными профессиями, воспитываем культуру общения. С помощью родителей мы знакомим детей с «ближним» городом, с его историческим центром. При посещении (индивидуальном) почты или парикмахерской, на прогулке с родителями по Невскому проспекту, на Дворцовую площадь. К Петропавловской крепости ребенок непременно получит много знаний, испытает массу положительных эмоций. А сколько радости и удовольствия доставит ребенку составление с родителями фотоальбома «Где мы были!» Вы услышите, каким эмоциональным будет его рассказ о том, что он видел. А как загорятся интересом глаза других детей! Воспитателю необходимо заранее подготовить маршрут выходного дня (дать информации о том, куда сходить с ребенком, что и как показать, о чем ему рассказать при посещении того или иного объекта, на что обратить особое внимание).

Не спеша, исподволь мы поможем воспитать семью, в которой начнет формироваться маленький петербуржец, любящий свой город, свой дом.

В младшей группе стоят две основные цели:

• воспитание любви и интереса к родному городу;

• воспитание желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.

Здесь основная работа ложится на родителей и воспитателей. Чтение художественной литературы, рассматривание картин, знакомство с трудом взрослых, сюжетно- ролевые игры, ситуации- все это плавно подготавливает детей к целевым прогулкам и экскурсиям («В магазине», «Машины на нашей улице», «На кухне», «Правила поведения на улице», «На почте»).

Углубить эти знания помогут родители, совершив экскурсии по рекомендациям: «Улица, на которой я живу», «В магазине» (я делаю покупки, «В парикмахерской» (мне делают стрижку, «На почте» (бабушка получает пенсию, а также целевые прогулки в центр города : «Невский проспект- главная улица нашего города», «Дворцовая площадь- главная площадь нашего города», «Нева- река, на берегах которой построен наш город». Получив знания на экскурсиях, дети смогут закрепить их в сюжетно- ролевых играх.

К концу года воспитанники младшей группы получают уверенность в себе, навыки правил поведения на улице. Все это- платформа для дальнейшего воспитания маленького петербуржца.

В средней группе появляются три основные цели:

• воспитание любви к родному городу, гордость: я- петербуржец;

• пробуждение познавательного интереса к городу, восхищение им;

• формирование начальных знаний о родном городе.

В списке художественной литературы для детей уже появляются стихи о Петербурге. Дети уже должны знать не только свое имя, фамилию, домашний адрес, но и в каком городе они живут, назначение домов, центральную улицу города, центральную улицу своего района. Главную реку города. Цель прогулки дается с конкретным заданием: «В универсам» (что здесь можно купить, «Бульвар» (поможем птицам зимовать). Дети знакомятся с основными сведениями о нашем городе : с его главной улицей- Невским проспектом, главной площадью- Дворцовой, первой крепостью- Петропавловской. Дети узнают много интересного о домах в нашем городе, о реке Неве, о том, что у города тоже есть день рождения.

К концу года дети средней группы должны хорошо знать, в каком городе они живут, главные улицу, реку, площадь, крепость. Обязательно- основные сведения о своем районе (главная улица, название района, моя улица, о блокадном прошлом города- героя. Дети начинают осознавать. В каком замечательном городе они живут, у них появляется желание узнать больше и увидеть все своими глазами.

В старшей группе основные цели:

осознание ценности памятников культуры и искусства;

• воспитание петербуржца в лучших традициях петербургской культуры.

Дети различают городские и деревенские дома; могут связно объяснить, что такое улица, площадь; знакомятся с историей своего района, его памятными местами, с глобусом, картой, с другими городами России, с флагом России, гербом Санкт-Петербурга. Дети узнают об основателе Санкт- Петербурга- Петре I; узнают такие понятия, как царь, памятник, герб, Собор, символ.

В «Ситуациях» и «Общении» большое внимание уделяется вопросам: «Как поступить?», «Кем быть?», «Какой я?» Дети учатся мыслить, рассуждать.

Родителям предлагаются конкретные (целевые) посещения определенных музеев. Например, Русский музей- родная природа в произведениях русских художников. Эти посещения проводятся 2-3 раза в год. Можно в октябре провести экскурсию в Летнем саду «Золотая осень», а в апреле в том же Летнем саду- «Пробуждение природы».

В подготовительной группе запас знаний уже достаточно большой, поэтому и в «Основных целях» добавляются моменты развития духовного кругозора личности.

Дети должны уметь:

• осмыслить историю и культуру Санкт- Петербурга в контексте мировой истории и культуры;

• изучать историю города через судьбы замечательных петербуржцев.

У детей формируется гражданская позиция. В художественной литературе появляются памятники мировой литературы и много дополнительной литературы по истории Санкт-Петербурга (о блокаде, войне, строительстве города в петровские, екатерининские времена и др.). Дети учатся не только любить и знать свой город, но и понимать его, и беречь. Включается много бесед: «Мои мысли», «Мои чувства», «Мои поступки», то есть ребенок учится оценивать себя изнутри.

В «Ситуациях» обыгрывается умение общаться («Разговор по телефону», «Правильно прими подарок») на материале петербургской тематики, которая позволяет детям в повседневном общении закреплять в игре пройденный материал. У каждой целевой прогулки теперь есть конкретное название, тема («Старый дом и новый дом», «Откуда свет пришел», «Новоселье в новом доме»). Дети учатся мыслить, анализировать, делать выводы.

Итак, занятия по ознакомлению с родным городом являются мощным средством развития речи у детей, позволяют расширять запас слов, совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, формируют умение вести координированный диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, учат содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, совершенствуют умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, развивают умение составлять рассказы из личного опыта.

Список используемой литературы

1. Никонова Е. А. «Первые прогулки по Петербургу»- СПб «Паритет». 2004 г.

2. Ермолаева Л. К. «Мой город». СПб. «Норинт» 2000 г.

3. «Санкт-Петербург. Иллюстрированный путеводитель» Рапопорт А. - Издательство: Фордевинд, 2010 г.

4. Алифанова Г. Т. Петербурговедение для малышей от 0 до 7 лет. СПб, 2008.

Публикации по теме:

Конструирование — как средство развития речи Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую.

Театр как средство развития речи у дошкольников «Театр — как средство развития речи у дошкольников» Речь – величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство,.

Игра как средство развития речи дошкольников Игра, как средство развития речи дошкольника Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса.

Консультация для родителей «Как знакомить детей с родным городом» Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь.

Моделирование как средство развития речи Самые важные приобретения ребенка в дошкольном возрасте рассматривается как в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания.

Презентация «Игра как средство развития речи» Обобщение опыта работы воспитателя. Игра как средство развития речи. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом, краем» Воспитывать любовь к семье, родному дому, городу, стране. Побуждать детей к выполнению общественно-значимых заданий, к добрым делам для.

Ознакомление детей с родным городом Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским.

Ознакомление с родным городом. Изготовление макета «Строительство памятника Салавату Юлаеву в городе Уфе в 1967 году»Ознакомление с родным городом. Изготовление макета «Строительство памятника Салавату Юлаеву в городе Уфе в 1967 году» Однажды на занятии по ознакомлению с родным городом мы с детьми рассматривали выставку «Уфа вчера, Уфа сегодня». Детей очень заинтересовали.

Презентация «Ознакомление детей дошкольного возраста с родным городом посредством регионального компонента» Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является формирование у детей дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с родным городом как средство развития речи
Опубликовано: 4 марта 2019 в 23:44
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД