МААМ-картинки

Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)

Аня Баженова
Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы

1. Методика «Капитан корабля»

Цель: диагностика статуса младших школьников в коллективе сверстников. Диагностика межличностных отношений младших школьников в группе сверстников.

Возраст: 7 лет (младшие школьники).

Методика позволяет оценить уровень комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативные умения детей, а также удовлетворенность ребенка общением со сверстниками, уровень статуса ребенка в группе, проанализировать заинтересованность детей в общении со сверстниками.

Ход: во время индивидуальной беседы ребенку показывают рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:

Публикация «Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)» размещена в разделах

Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?

Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?

Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?

Кто еще остался на берегу?

Анализ результатов. В результате данных процедур каждый ребенок в группе получает определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет, выявит его положение в группе (социометрический статус). На основании данных можно судить об уровне отношений детей к каждому сверстнику. При условии, что в группе принимает участие 5-10 детей, можно судить по следующим баллам:

От -20 до -10 баллов – отвержение (отверженные);

От -9-0 баллов – игнорирование (незамечаемые);

От 1-10 баллов – дружба (лидеры)

11-20 баллов – предпочтение («звезды» группы).

2. Методика «Чего не хватает?»

Цель: диагностика уровня восприятия у учащихся младших классов.

Оборудование: картинки.

Ребенку младшего школьного возраста предлагается 7 рисунков, на каждом из которых не хватает чего-то очень важного.

Инструкция: «На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь». Проводящий психодиагностику с помощью секундомера или секундной стрелки часов фиксирует время, затрачиваемое на выполнение всего задания.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок назвал все 7 недостающих предметов менее, чем за 25 секунд;

8—9 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 26—30 секунд;

6—7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло 31—35 секунд;

4—5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило 36—40 секунд;

2—3 балла — время поиска всех недостающих предметов составило 41—45 секунд;

0—1 балл — время поиска всех недостающих предметов составило в целом больше 45 секунд.

3. Методика получения обратной связи «ЁЖИК»

Цель: Изучение агрессии младших школьников через получение обратной связи путем погружения в сказку.

В основе методики лежит сказка М. Пляцковского «ЁЖИК»

Материалы: листы белой бумаги формата А4, простой и цветные карандаши, фломастеры. Картинка с изображением Ёжика.

Получение обратной связи от младших школьников начинается с того, что в класс входит психолог или учитель и предлагает детям послушать очень интересную историю, которую ему поведал один маленький ёжик. При этом детям показывается красочный рисунок, где изображен счастливый и улыбчивый ёжик.

– Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла в одном сказочном лесу. Её мне рассказал маленький ёжик, а ещё он просил рассказать эту историю вам. Итак – начинаем!

Все ежи на свете – колючие. Не правда ли? На них столько острых иголок, что не дотронешься даже. А по головке погладить – и вовсе нельзя. Поэтому их никто никогда и не приласкал ни разу. Но нашему ёжику все-таки повезло. Как это произошло? А вот как.

Брёл ёжик по лесу. Видит – пень торчит. А на том пеньке сидит Зайчонок и кашу манную из тарелки ест. И не просто ест, а столовой ложкой. Съел Зайчонок всю кашу и сказал:

Спасибо, мама!

Подошла к Зайчонку мама Зайчиха, по головке лапкой погладила и похвалила:

– Молодец! Какой у меня воспитанный сынок растёт!

А Ёжику, которого никто никогда не гладил так ласково, вдруг стало грустно. До того грустно, что он даже заплакал. Увидела Зайчиха, что Ёжик плачет, и спрашивает:

– Кто тебя обидел?

– Никто не обидел, – отвечает Ёжик.

– А почему тогда у тебя слезинки на глазах?

– Потому, что вы Зайчонка…погладили…лапкой.

– Разве тебя мама не гладит?

– Не гладит. Никто меня не гладит.

Я бы тебя, малыш, погладила, если бы…если бы ты не был таким колючим, – пожалела ёжика Зайчиха.

– Конечно, она бы тебя погладила, – вмешался Зайчонок. – Но можно очень даже просто лапу уколоть.

– А если я не буду колючим? – вдруг спросил Ёжик.

– Тогда другое дело, – говорит Зайчиха. – Но ведь это невозможно!

– Возможно! – крикнул Ёжик и стал кувыркаться, стал кататься по земле до тех пор, пока не нацепил на свои иголки целый ворох опавших листьев. Он стал похож на пестрый разноцветный шарик. Когда шарик этот подкатился к Зайчихе, она сразу не поняла, в чем дело. Но Ёжик просунул сквозь листья черную кнопочку носа и пробормотал:

– Теперь я…совсем…не колючий. Правда?

Зайчиха улыбнулась и погладила Ёжика.

– Молодец! – сказала она. – Ах, какой находчивый Ёжик растет!

– Ребята, когда Ёжик рассказал свою историю, ему захотелось узнать: есть ли в нашей школе детки, похожие на ежиков, которых никто и никогда не погладил и не приласкал. А чтобы Ёжик быстрее об этом узнал, я предлагаю вам нарисовать ему рисунки и отправить их по почте в сказочный лес. В этом вам помогут вопросы, которые интересовали Ёжика.

А вопросы такие:

1. Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку.

2. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку.

3. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко.

4. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие “иголки”, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если “иголки” появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко.

5. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.

Спасибо, ребята, за ответы. Я думаю, что у вас все будет хорошо.

А теперь ребята все ваши рисунки мы положим в конверт и отправим по почте Ёжику в его сказочный лес. Если кому-то из вас хочется написать или нарисовать свою историю, похожую на историю Ежика, вы можете это сделать после уроков или дома и принести свои письма мне, а я их отправлю в сказочный лес.

Обработка полученного материала.

Для наглядности полученных данных составляется таблица в «цвете», где по горизонтали проставляются номера вопросов, а по вертикали прописываются фамилии учащихся и на пересечении проставляется рисунок ребенка.

Затем рисунки можно перевести в цветовые диаграммы, заменяя рисунок соответствующим цветом.

В результате получается цветное поле, на котором наглядно видно, какой процент учащихся и кто из детей подвержен агрессии.

Кроме диагностического характера, методика носит и психотерапевтический характер, так как ребенок непроизвольно «примеряет» ситуацию на себя.

4. Методика «Кактус»

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

пространственное положение

размер рисунка

характеристики линий

сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т. д.)

характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка :

Агрессивность - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость - маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм - изображение "радостных" кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность - преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность - наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность - наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность - на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества - изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки?

5. Методика «Крокодилы».

Цель: Позволяет выяснить причины агрессии.

Материалы: листы белой бумаги формата А4, простой и цветные карандаши, фломастеры.

Это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.

Методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

Инструкция: На листе бумаги нарисуй крокодила. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Интерпретация результатов:

Длинный хвост – злопамятный

Вид сверху – депрессивное состояние

Зубы – вербальная агрессия

Нарисована только голова или на рисунке присутствуют волны – латентная форма агрессии.

Публикации по теме:

Деятельность детей по реализации образовательного комплекса «Как стать Неболейкой» (младший дошкольный возраст)Деятельность детей по реализации образовательного комплекса «Как стать Неболейкой» (младший дошкольный возраст) Рекомендации для воспитателей «Организация деятельности детей по реализации образовательного комплекса «Как стать Неболейкой» (младший.

Характеристика на воспитанника ДОУ (младший возраст) Число, месяц, год рождения: Адрес регистрации ребенка: Адрес проживания ребенка: Забелинский Артем поступил в МДОУ на основании путевки.

Мастер-класс к 23 февраля (младший возраст)Мастер-класс к 23 февраля (младший возраст) Хочу поделиться с вами идеей подарка для пап к 23 февралю. В этом году поделки к Дню Защитников Отечества, мы с детками сделали с помощью.

Методики психодиагностики в помощь учителю Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Возраст: от 5 – 12 лет Цель: Исследование целостности восприятия и образного мышления. Инструкция:.

План работы с родителями (младший возраст) I. Информационно-аналитическое направление 1. Создание базы данных Оформление социально-демографических паспортов, анкет Август-Сентябрь.

Фотоотчет «Праздник бантиков» (младший дошкольный возраст)Фотоотчет «Праздник бантиков» (младший дошкольный возраст) Вот опять наступила весна. Много праздников она принесла. Праздник радостный, светлый и нежный, Праздник всех дорогих наших женщин! Все.

Проект «Юные строители» (младший дошкольный возраст) Тип проекта:творческий,краткосрочный. Вид проекта: внутригрупповой. Участники проекта: воспитатели,дети группы. Срок реализации :2 месяца.

Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст)Рисование красками «Заборчик для зайчика» (младший дошкольный возраст) Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию еще одно занятие по сказке "Заячья избушка". Ранее в моем блоге вы могли оценить занятие.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Выставка детского творчества «Наш друг — футбольный мяч». Младший возрастВыставка детского творчества «Наш друг — футбольный мяч». Младший возраст Цель выставки :приобщать дошкольников младшего возраста к культурно-эстетическим ценностям, побуждать к творческой деятельности; способствовать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)
Опубликовано: 8 сентября 2021 в 14:37
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методики психодиагностики для детей (подготовительная группа, младший школьный возраст)» (включая файлы) размещена пользователем Аня Баженова (УИ 668202) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД