Альбина Ахметова
Пальчиковые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Существует прямая связь между движениями рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Кроме того, на ладонях людей находятся важные для всего организма биологические активные точки. В связи с этим особый интерес представляют пальчиковые игры, которые позволяют в игровой форме разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы.
Публикация «Пальчиковые игры» размещена в разделах
На музыкальных занятиях пальчиковые игры Е. Железновой, В. Коноваленко, О. Узоровой проводятся чаще всего под музыку (как попевки, песенки, сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов.
Пальчиковые игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление. Известно так же, насколько велика роль работы рук и пальцев в развитии умственной деятельности.
Главное, заниматься этим систематически, постепенно накапливая багаж движений и стихов, повторяя особо полюбившиеся детьми и, может, убирая те, которые пришлись им не по душе, на которых дети зевают или скучают. Блеск в глазах, активность, инициатива детей подскажут правильный путь.
Замечательно, если дети сами проявляют инициативу, придумывают движения или сочиняют стишок – это зависит от их фантазии. Но, в основном, в работе используется имитационный, подражательный метод. И очень важно, чтобы у детей не было зажатости, страха за то, что упражнения сложны, недоступны, поэтому необходимо двигаться от простого к сложному. Упражнения подбирать таким образом, чтобы была уверенность в том, что дети могут это повторить или придумать сами движения.
Тексты для этих игр должны быть простыми – короткие стихотворения, русские народные песенки, потешки, считалки, небольшие сказки.
«Кошка»
Посмотрели мы в окошко - Делают пальцами обеих рук «окошко»
По дорожке ходит кошка «Бегают» указательным и средним пальцами пр. руки по С такими усами! Показывают «длинные усы» лев. руке.
С такими глазами! Показывают «большие глаза»
Кошка песенку поет, Зовут правой рукой
Нас гулять скорей зовет!
Веселый художник
Веселый художник Плавные движения кистями
Веселою краской рук вверх-вниз.
В лесу на полянке
Цветочки раскрасил.
Белой – ромашку, Загибают пальцы на правой руке по одному
Розовой – кашку,
Фиалку – лиловой,
А клевер – бордовой.
Краскою синей – красивый цветок,
Мой самый любимый резной василек. «Фонарики»
Куклы спят
В ряд колясочки стоят, Разводят руки в стороны.
Куколки в них крепко спят. Ладошки «спят» под щечкой.
Девочки всем мальчикам Грозят указательным
Пальчиком грозят: пальчиком правой руки.
- Тише, тише, не шумите!
Наших дочек не будите!
Вьюги
Вьюги, вьюги, вьюги вью 2-ые пальцы крутятся вокруг
Колотошку колочу, подушечками постукивают ритм
Приколачиваю постукиваем 1-ми суставчиками
Заколачиваю постукиваем 2-мя суставчиками
Одевание пальчиков
Пред тобой пятерка братьев, поднять руку, пошевелить пальчиками
Дома все они без платьев. «раздевать» пальчики другой рукой
А на улице, за то, пошевелить пальчиками
Нужно каждому пальто! «одевать» пальчики
Ёжик
Ёж по лесу – туп, туп, туп, туп, вести кулачком по спине
Весь в иголках, острый зуб. кончиками пальцев по спине
Ёжик - ёженька, постой! поглаживание ладонями спины
От беды бежишь какой? кулачком по спине
Ёжик ножками – топ, топ, ладонями хлопать по спине
Ёжик глазками – хлоп, хлоп. кончиками пальцев по спине
Мне сказал он строго: «Кыш! погрозить пальцем
Слышу я – скребется мышь!» поскрести кончиками по спине
Ёж по листьям – тапу-тап, кулачком по спине
Мышку он за … - цап!
схватить за …
Снежинки
Полетели с высоты мягко кончик пальца опускается на стол
Белые пушинки.
На деревья и кусты
Сыплются снежинки.
Мы белые пушинки
Летим, летим, летим.
Дорожки и тропинки
Мы все запорошим!
Сороконожки
Две сороконожки 10 пальцев трепещут в воздухе
Бежали по дорожке.
Побежали, побежали одна рука бежит по другой до плеча
И друг дружочку догнали. также – другая рука
Так дружочку обняли, замочек на шее
Что едва мы их разняли. взрослый пробует разнять