Папки-передвижки

Пальками мы играем-речь свою мы развиваем!

Юлия Пашина
Пальками мы играем-речь свою мы развиваем!
▼ Скачать + Заказать документы

О мелкой моторике в последнее время написано не мало книг и пособий. И это не случайно. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при современном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что мысль, и глаза ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука ребенка. Значит, систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.

Публикация «Пальками мы играем-речь свою мы развиваем!» размещена в разделах

В настоящее время существует множество игр апробированных в детских дошкольных учреждениях, способствующих развитию тонких движений пальцев рук.

Вот некоторые игры и упражнения, которые мы используем с нашими детьми:

• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук;

Массаж подушечек пальцев.

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимают подушечку снизу, разминая ее.

На каждую строчку стиха – разминание подушечки одного пальца.

Дети любят всех зверей:

Птиц, и ящериц и змей,

Пеликанов, журавлей,

Бегемотов, соболей,

Голубей и глухарей,

И клестов, и снегирей.

Любят горного козла,

Обезьянку и осла,

Дикобраза и ежа,

Черепаху и ужа.

Массаж «прижимающий».

Самомассаж подушечек пальцев. Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый,ноготь сдвигает палец, «катая»его на подушечке вправо- влево. На каждую строчку – нажимая на один палец.

Шел медведь к своей берлоге

Да споткнулся на пороге

«Видно, очень мало сил

Я на зиму накопил»,-

Так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.

Все медведи – сладкоежки,

Любят, есть медок без спешки,

А наевшись, без тревоги

До весны сопят в берлоге.

• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук.

«Цепочки».

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны. Пальцы (одноименные) сцепляются вторыми фалангами, и руки разводятся в противоположные стороны.

Впереди – силен, красив –

Тянет всех локомотив.

Мы сцепились, как вагоны:

Дайте нам скорей «зеленый»!

Мы – вагончики трамвая,

Тоже вместе быть желаем.

Мы – машина и прицеп,

Очень крепок этот сцеп.

Так же, крепко взяв за руку,

Объяснял дедуля внуку:

«Много есть людей вокруг –

Всех важнее верный друг!

Он тебя всегда поймет

И на выручку придет»!

• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями головного мозга.

«Ладонь - кулак»

Руки ладонями вниз лежат на столе. Затем одновременно сжимаются в кулак и снова ложатся ладонями на стол.

Руки, как глазки,

Закрылись – открылись,

Словно из сказки

Они появились.

А теперь правая рука сжимается в кулак, левая – прямая, затем смена рук: одновременно правая рука распрямляется, а левая - сжимается в кулак.

Один кулак – одна ладошка,

И поменяй их быстро – крошка!

Теперь – ладошка и кулак,

И все быстрее делай так!

Поочередное соединение всех пальцев.

Поочередное соединение всех пальцев с большим. На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим в следующем порядке: 2.3.4.5.5.4.3.2. Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков.

• Упражнения без предметов.

Соединение одноименных пальцев.

Подушечки одноименный пальцев, начиная с мизинцев. На каждое соединение пальцев называем (породу собак и т. д., а на соединение больших пальцев делаем «обобщение». Удобно использовать для пополнения словаря по лексическим темам.

Павлин

Бегемот

Шимпанзе

Носорог

Животные Африки.

Пикинес

Водолаз

Доберман

Волкодав

Породы собак.

Боровик

Шампиньон

Моховик

Мухомор

Грибы.

Георгин

Ноготок

Гиацинт

Гладиолус

Цветы.

Лисица

Ягуар

Леопард

Медведь

Звери.

• Упражнения с предметами.

Упражнения с шишками.

Разминочные упражнения с мячом – ежиком. Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю,

Взад – вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук.

Упражнение с прищепками.

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог. Внимание! Предварительно проверьте силу «кусания» на себе!

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок.

- Дай, хозяйка, корма мне

Раньше, чем моей родне!

Пальцеход.

Нашиваем на плотный материал (ковролин, драп) 16 пуговиц – по 8 в два ряда. Ребенок «ходит» по ним указательным и средним пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Дойдя до конца двустишия, снова переходим к двум первым пуговицам.

Ходит цапля по болоту

На прогулку, на работу –

Очень нужно цапле там

Взять еду своим птенцам!

• Гимнастика для пальцев.

«Щелчки».

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука (или взрослый)поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает ладонь, сопротивляясь подъему).Затем палец опускают,и он со стуком падает вниз. На каждую строчку – один палец.

Поднял ушки бурундук.

Он в лесу услышал звук:

- Это что за громкий стук,

Тук да тук, тук да тук?

- А пойдем, - сказал барсук, -

Сам увидишь этот трюк:

Это дятел сел на сук

И без крыльев, и без рук

Ищет он, где спрятан жук, -

Вот и слышен перестук!

• Упражнения, развивающие координацию движений кистей рук:

«Горох»

Делаем «сухой бассейн» с горохом. В коробку насыпаем горох и, соответственно материалу, подбираем стихотворение. На дне «бассейна» прячем игрушки из киндер-сюрпризов.

В ведро насыпали горох

И пальцы запустили,

Устроив там переполох,

Чтоб пальцы не грустили.

Веселых вам занятий и хорошего настроения!

Публикации по теме:

Консультация для родителей. «Учите, играя»Консультация для родителей. «Учите, играя» «Учите, играя» Консультация для родителей составила Рыкова Анна Николаевна воспитатель 1 младшей группы МДОУ ЦРР-Д/С №23 «Родничок» г. Туапсе.

Тренажер для развития моторики рук.Тренажер для развития моторики рук. Подробное описание: Мы уже знаем о тесной связи развития мелкой моторики рук и развития речи ребенка. Цель: Развиваем руки ребенка, активизируем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Пальками мы играем-речь свою мы развиваем!
Опубликовано: 4 февраля 2012 в 07:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Пальками мы играем-речь свою мы развиваем!» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Пашина (УИ 2831) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД