Людмила Ондар
Памятка для родителей «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом»
Наверное, культура поведения ребенка за столом будет первым навыком, которым должен овладеть малыш. Учить ребенка вести себя культурно во время еды нужно с того момента, как он научился есть ложкой. Воспитание необходимо продолжать до тех пор, пока ребенок не пойдет в детский сад или в школу. Поведение за столом должно стать для ребенка нормой поведения. И к школьному возрасту он должен многому научиться.
Овладение культурой еды не легкое для детей ясельного возраста дело, но осуществлять формирование этих навыков необходимо.
1. Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет дошкольнику быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – закрепить умение садиться на стул, пить из чашки, научить ребенка правильно вести себя за столом, сформировать умение пользоваться ложкой и столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении.
2. Правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться салфетками после еды, следует вырабатывать с раннего возраста (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию, выходя из-за стола, задвигать свой стул.
Учить детей мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем,правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Необходимо также следить, чтобы во время еды дети не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот.
3. Формировать культурно-гигиеническиенавыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка:
4. Обучать детей правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, взрослые должны демонстрировать им правила этикета, разумность и необходимость их соблюдения.
Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы,необходимые во время еды: солонка, хлебница, салфетница, по возможности ваза с цветами.
Общение с детьми во время еды требует тщательной психологической подготовки. Известно, что поддерживать беседу – это мастерство, научиться которому непросто. Главное – разговоры не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Темы должны быть нейтральными. Например, можно поговорить о продуктах, из которых приготовлен обед, или о том, что из еды больше всего детям нравится, и т. д. При этом пожелание “Приятного аппетита” – обязательно!
Только терпение поможет донести до малыша понимание сложившихся традиций поведения за столом во время еды. Поняв это, ребенок будет с удовольствием придерживаться правил поведения за столом, вызывая чувство уважения со стороны окружающих и испытывая чувство собственного достоинства.