Прохорова Наталья Владимировна
Параметры для группового наблюдения в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Параметры для группового наблюдения в дошкольном возрасте.
С помощью метода невключённого группового наблюдения, когда наблюдающий взрослый не включается в процессы, которые он наблюдает, любой специалист может оценить уровень развития ребёнка по следующим параметрам :
1. Работоспособность является важной характеристикой, в значительной степени определяющей возможность адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Есть различные варианты проявления утомления:
•слишком быстрое не компенсируемое утомление (выражено сниженная работоспособность);
Публикация «Параметры для группового наблюдения в дошкольном возрасте» размещена в разделах
•относительно медленное, но стойкое, не компенсируемое утомление (снижена работоспособность);
•быстрое, но компенсируемое утомление;
•пресыщение деятельностью, связанное, в первую очередь, с мотивационными механизмами деятельности.
2. Темп деятельности отличается у разных детей.
Важно совместить в наблюдении сочетание темпа деятельности и утомления.
•резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или психическим);
•неравномерность или колебания темпа деятельности;
•низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психического, в том числе связанный с общим невысоким уровнем психического тонуса;
•ситуативное (психологически обусловленное) снижение темпа деятельности вплоть до «ступора»;
•ситуативное, соматически обусловленное снижениетемпа деятельности.
У детей от 3 до 6 лет на фоне утомления возникает импульсивность, а темп деятельности чаще всего увеличивается.
3. Оценка характера деятельности:
•двигательная и/или речевая расторможенность;
•чрезмерная отвлекаемость;
•преобладание импульсивных реакций (ответов, импульсивного поведения. Это допустимо в 3 года, но ближе к 5 годам является риском регуляторной незрелости;
•возможность в любой момент «отвлечься» от заданий вне зависимости от наступления утомления;
•трудности построения и удержания даже простого алгоритма какой-либо деятельности.
4. Особенности речи (их отмечает не только логопед, но и психолог, дефектолог, воспитатель и другие специалисты) :
•низкая или чрезмерная речевая активность;
•признаки недостаточного развития речи (по сравнению со сверстниками);
• нарушения звукопроизношения;
• проблемы понимания обращённой речи;
• запинки в речи, заикание;
• эмоциональная неадекватность речи, эхолалии, речь «в никуда»;
• интонационные особенности речи: скандированная, “мультяшная” речь и т. п.
5. Параметры аффективно-эмоциональной сферы
• преобладание сниженного или повышенного эмоционального фона;
• выраженная эмоциональная лабильность. В 3 года это норма, но после 5 лет она является показателем слабости нервной системы.
• наличие неадекватных эмоциональных реакций (по знаку или силе);
• трудности распознавания эмоциональных посылов других людей (как по знаку, так и по силе);
• превалирующие конкретные эмоциональные проявления (плаксивость, раздражительность, дурашливость);
• другие эмоциональные особенности, выделяющие ребёнка.
Вышеуказанные методы групповой диагностики позволяют:
- выявить детей из группы риска, чтобы не приходилось проводить индивидуальную диагностику с каждым ребёнком;
- строить более точный маршрут индивидуальной и групповой коррекции с учётом особенностей детей;
- сэкономить время и силы, рационально распределить нагрузку и рабочее время.