ирина гутникова
Парциальная программа «Петрушка» на тему: «Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Пояснительная записка 3
Тематическое планирование и содержание программы 9
Методическое обеспечение программы 19
Список используемой литературы 24
Приложение 25
Пояснительная записка
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка.
Публикация «Парциальная программа „Петрушка“ на тему: „Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, как мощного синтетического средства развития их творческих способностей.
Детство человека проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:
- сформировать правильную модель поведения в современном мире;
- повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
- познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;
- совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний ребенка и эмоциональных открытий. Театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые» (В. А. Сухомлинский).
Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей; умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; реализации детьми игровых замыслов (С. А. Козлова, Т. А. Куликова)
Вместе с тем на практике наблюдается, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?
1. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития творческих способностей у детей.
2. Перегруженный состав детей и недостаток помещения.
3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.
Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в развитии творческих способностей ребенка. С другой стороны дефицит театральной деятельности в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрализованной деятельности самих детей.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Цель программы:
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Задачи программы:
1. Обучить детей предметно-игровым действиям
2. Развитие навыков воплощения в игре переживаний.
3. Воспитывать уважительное отношение к другому человеку
Планируемые промежуточные результаты освоения программы
1. Отражать в игре действия взрослого.
2. Использовать предметные игровые действия, действия с предметами заместителями, изобразительные игровые действия.
3. Обозначать игровую роль, свои игровые действия.
4. Участвовать в ролевом диалоге со сверстниками.
Итоговыми результатами является развитие интегративных качеств детей: любознательность и активность; эмоциональная отзывчивость, общительность, самоуправляемость,
Основная программа, по которой работает детский сад – «Программа обучения и воспитания в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребёнка от рождения до 7 лет.
Программа основывается на официальных документах:
- Закон «Об образовании» Российской Федерации
- Конвенция ООН о правах ребёнка 1989год
- Приказ Минобрнауки России №6555 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного стандарта к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования»
- СанПин 2.4.1 2660-10.
Данная программа основана на интеграции следующих образовательных областей: коммуникация, художественная литература, познание, музыка.
Основными принципами организации театрализованной деятельности являются:
1. Принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в интегративносвти принципе, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованной деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Особенностью театрализованной деятельности детей 3-4 лет состоит в том, что в ней выделяется роль и игровые действия, которые наполняются предметным содержанием. Ребёнок использует предметы-заместители, речь его становится более развитой, он с удовольствием повторяет новые слова, услышанные от взрослых. Для детей второй младшей группы характерно принятия действий взрослых в качестве образца. Именно через роль в театрализованной игре ребёнок усваивает нормы поведения, принятие в мире взрослых.
Дети представляют себе героев, их действия, способны понять взаимоотношения персонажей.
Дети второй младшей группы способны показать в настольном театре небольшой сюжет.
Театрализованные игры способствует речевому развитию малышей. Во время совместных игр со взрослым ребёнок слышит много новых слов, ему становятся понятными более сложные фразы, выражения, игровые ситуации.
Тематическое планирование и содержание программы Месяц
Тема
Задачи
Виды театрализованной игры
Формы театра-
лизованной игры
Сентябрь
Знакомство.
«Мышка-норушка».
Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоциональную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению; учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительными движениями под музыку.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Художественная литература,
коммуникация, познание, музыка.
Теремок.
Научить выражать эмоции через движения и мимику; познакомить со сказкой «Теремок»; побуждать к активному восприятию сказки; учить внимательно слушать сказку до конца и следить за развитием сюжета.
Режиссёрская игра
Настольный театр с плоским материалом
Связь с другими областями.
Художественная литература, музыка.
Сказка на столе.
Теремок.
Способствовать развитию памяти, побуждать к высказыванию о понравившемся спектакле; учить выразительной интонации; дать пример элементарного
кукловождения.
Режиссёрская игра
Настольный театр с плоским материалом
Связь с другими областями.
Художественная литература, коммуникация
Сентябрь
Выйдем в сад.
Учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения; учить ощущать мышечную свободу, расслабленность; побуждать к звукоподражанию, экспериментировать со звуками.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Музыка, познание,
коммуникация.
Октябрь
В гостях у сказки. «Колосок»
Дать представление об урожае зерна; познакомить со сказкой «Колосок»; дать оценку нравственным поступкам и поведению героев (петушок – любит трудиться, мышата – ленивые, непослушные); познакомить с кукольным театром бибабо.
Режиссёрская игра
Театр на ширме с объёмными игрушками (бибабо).
Связь с другими областями.
Познание, художественная литература, коммуникация.
По следам сказки
«Колосок».
Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по её сюжету; характеризовать героев; сообща, вместе с воспитателем пересказывать
сказку, показывая характер героя при помощи интонации.
Режиссёрская игра
еатр на ширме с объёмными игрушками (бибабо)
Связь с другими областями.
Коммуникация, художественная литература.
Овощи на грядке.
Дать представление об урожае овощей; побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; учить импровизации под музыку; учить координации движений; дать заряд положительных эмоций.
Игра-драматизация.
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Познание, музыка.
В огороде заинька.
Вовлекать детей в игровую ситуацию, создать положительный эмоциональный настрой; дать пример диалога с героем; учить детей ориентироваться в пространстве, выполняя несложные движения.
Режиссёрская игра
Настольный театр с объёмными игрушками
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация.
ноябрь
К бабушке в деревню.
Вовлечь детей в игровой сюжет; активизировать слуховое восприятие; побуждать к двигательной и интонационной имитации; учить действовать импровизационно, в рамках заданной ситуации; учить действовать с воображаемыми предметами.
Режиссёрская игра
Игра-драматизация
Непредметный театр, настольный театр с объёмными игрушками.
Связь с другими областями.
Познание.
Везёт, везёт лошадка.
А. Барто. «Лошадка».
Расширять круг действий с предметами; побуждать к звукоподражанию; упражнять в имитации; учить переключаться с одного действия на другое; давать возможность проявлять себя индивидуально в общей игре.
Режиссёрская игра
Настольный театр с объёмными игрушками
Связь с другими областями.
Художественная литература, коммуникация, музыка.
Ноябрь
Наступили холода
Дать представление о «холодном» настроении в музыке и побуждать эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции; побуждать к участию в играх-драматизациях.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация, музыка
Козочки и волки.
Учить восприятию сюжета игры; побуждать к участию в игровом сюжете; упражнять в звукоподражании; учить детей взаимодействовать друг с другом в игре; учить выразительно двигаться в подвижной игре.
1
Игра-драматизация Непредметный театр
Связь с другими областями
Коммуникация, музыка.
декабрь
Сказка—ложь, да в ней намёк.
«Козлятки и волк».
Учить внимательно вслушиваться в рассказ воспитателя и отвечать на вопросы по его сюжету.
Связь с другими областями.
Художественная литература, коммуникация.
В театре кукол.
«Козлятки и волк».
Знакомить с искусством театра; дать представление о его атрибутике (афиша, зрительный зал, билеты, учить правилам поведения в театре; учить настраиваться на восприятие сказки с первых звуков музыкального вступления, внимательно слушать сказку; учить рассказывать о своих первых впечатлениях сразу по окончании спектакля.
Режиссёрская игра
Театр на ширме с объёмными игрушками (бибабо).
Связь с другими областями.
Познание, художественная литература, коммуникация, музыка.
декабрь
Зима пришла.
Развивать воображение и ассоциативное мышление детей; учить высказываться; учить выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация, музыка.
Новогоднее приключение.
Порадовать детей, создать сказочную атмосферу; расширить круг воспринимаемых музыкально-драматических образов; побуждать к двигательной активности.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация.
Январь
Снегири и синички.
«Снегирёк-снегирёк…»
«Прилетела птичка…».
Дать представление о жизни птиц зимой; формировать участливое отношение к зимующим птицам; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание в ролевом поведении.
Игра-драматизация
Режиссёрская игра
Непредметный театр, театр на ширме с
плоским материалом.
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация, художественная литература.
Уборка леса.
Порадовать детей; вовлечь в весёлую игру; учить переключаться с движения на пение и обратно; координировать действие и слово; учить двигаться в соответствии с ритмическими особенностями музыки; учить чётко произносить слова.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Музыка.
Зайцы на полянке.
«Заяц-Хваста»
Побуждать к образному воплощению в роли; учить выразительно двигаться; дать интонационно-образное представление о сказке «Заяц-Хваста»; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.
Чтение, игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Художественная литература, коммуникация.
«Заяц-Хваста»
Порадовать детей; вызвать эмоциональный отклик на игру; приобщать к инсценировке песни; ввести в волшебный мир театра; познакомить со сказкой «Заяц-Хваста»; учить внимательно слушать сказку.
Режиссёрская игра
Театр на ширме с игрушками бибабо
Связь с другими областями.
Художественная литература, музыка, коммуникация.
Февраль
На дворе метёт, у печки – жарко.
Потешки.
Приобщать детей к русской национальной традиции; учить инсценировке; учить взаимодействовать друг с другом в игровом сюжете.
Игра-драматизацияНепредметный театр
Связь с другими областями.
Коммуникация, музыка, художественная литература.
Февраль
Дуют ветры в феврале
Рассказать об армии; показать солдат как защитников; вовлекать в ролевую игру; учить ритмично двигаться в соответствии с ритмом стиха и музыки; упражнять в звукоподражании; учить выполнять правила.
1Режиссёрская игра
Настольный театр с плоским материалом
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация, музыка.
[Знакомые сказки. [/b][/b]
Вызвать положительный настрой на театрализованную игру; активизировать воображение детей; побуждать эмоционально откликаться на предложенную роль.
1Игра-драматизация
Режиссёрская игра Непредметный театр, настольный театр с плоским материалом.
Связь с другими областям.
Коммуникация, художественная литература.
Ловкий мышонок.
В. Бианки.
«Лис и мышонок».
Дать прикладное понятие о колыбельной; приобщать детей к колыбельной песне; будить воображение детей; познакомить со сказкой В. Бианки, учить отвечать на вопросы по содержанию; вовлечь в игровой сюжет; учить самостоятельно действовать в игре.
1Режиссёрская игра Настольный театр с объёмными игрушками.
Связь с другими областями.
Познание, художественная литература, коммуникация.
Март
У куклы Кати день рождения.
Дать представление о том, как вести себя на дне рождения; побуждать детей к активности и инициативности; вызывать положительные эмоции; способствовать импровизации; учить вступать в игре в диалог.
1Режиссёрская игра
Настольный театр с объёмными игрушками.
Связь с другими областями.
Познание, музыка.
Кошка и её котята.
Познакомить со сказкой «Кошка и котята» и театром на фланелеграфе; развивать сопереживание; учить внимательно слушать сказку; учить отвечать на вопросы по её содержанию.
1Режиссёрская игра
Настольный театр с плоским материалом
Связь с другими областями.
Художественная литература, коммуникация, музыка.
Мамины детки.
«Кошка и котята».
Развивать сопереживание, чуткое отношение к другому; учить показывать сказку на фланелеграфе; учить пересказывать содержание знакомой сказки; дать заряд положительных эмоций в этюдах и играх; побуждать к воплощению в игровой образ.
1Режиссёрская игра
Настольный театр с плоским и объёмным материалом
Связь с другими областями.
Коммуникация, музыка.
Путешествие на автобусе.
«Лис и мышонок» В. Бианки.
Учить детей вступать во взаимодействие в сюжетно-ролевой игре и распределять роли; развивать двигательную активность детей; учить внимательно слушать сказку, следить за сюжетом; дать представление о театре игрушек на ковре.
1Игра-драматизация
Режиссёрская игра
Непредметный театр, настольный театр с объёмными игрушками.
Связь с другими областями.
Коммуникация, познание.
Апрель
Корзина с подснежниками.
Порадовать детей и вовлечь их в игровой сюжет; побуждать детей к двигательной импровизации; активизировать их слуховое внимание и восприятие; учить самостоятельности в ролевом поведении; прививать эстетический вкус.
1Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Музыка, познание.
Шутки и потешки.
Приобщить детей к русской народной традиции; показать возможности лепной свистульки; познакомить со сказкой в театре лепной игрушки; побуждать детей к ролевому воплощению; учить отчётливо и эмоционально говорить прибаутки.
1Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация, художественная литература.
Ладушки.
Приобщать детей к русской национальной традиции; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить отчётливо проговаривать слова в потешках; включать детей в игровой сюжет; вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения фольклора; порадовать детей.
1Режиссёрская игра
Настольный театр с объёмными игрушками
Связь с другими областями.
Коммуникация, художественная литература.
Апрель
Весна на улице.
Развивать эмоционально – чувственную сферу детей: учить откликаться на звуки и интонации в музыке, слышать контрастные интонации в речи; побуждать к двигательной активности; проявлять самостоятельность в выборе и исполнении роли; упражнять в звукоподражании.
1Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Познание, коммуникация, музыка.
Май
Такие разные дожди.
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку: слуховые представления, ритмическое и ладово-интонационное чувство детей; упражнять в пальчиковой гимнастике; учить ролевому воплощению; учить отчётливой и выразительной речи; порадовать детей.
Игра-драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Музыка, коммуникация, познание.
Вспомни сказку.
Будить воображение детей; развивать память; вызывать ассоциации; учить пересказывать сказку с помощью предметов (игрушек); учить отвечать на вопросы по содержанию сказки; развивать эмоциональную сторону речи детей; создать эмоционально-положительный настрой на сказку.
Игра-драматизация
Режиссёрская игра
Непредметный театр, настольный театр с объёмными игрушками.
Связь с другими областями.
Коммуникация.
Дедушка Ежок.
«Как ёжик друга нашёл».
Порадовать детей; создать эмоционально-положительное отношение к произведениям малых фольклорных форм; научить детей выступать перед сверстниками; развивать эстетический вкус; побуждать к импровизации; познакомить со сказкой «Как ёжик друга нашёл».
Режиссёрская игра
Театр на ширме с объёмными игрушками (бибабо)
Связь с другими областями.
Художественная литература, коммуникация.
Русская берёзка.
Порадовать детей; вовлечь в игру; учить действовать в игре группой и по одному; учить выразительно двигаться под музыку в соответствии с текстом; будить воображение детей; побуждать к двигательной активности.
Игра -драматизация
Непредметный театр
Связь с другими областями.
Музыка, коммуникация.
Методическое обеспечение программы
Виды театрализованных игр
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.
Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л. В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на игры-драматизации и режиссерские игры.
В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.
Видами драматизации являются
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.
Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
• настольный,
• плоскостной и объемный,
• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой
Классифицируя разнообразные формы театрализованных игр, Л. С. Фурмина предложила следующую:
Классификация театрализованных игр Л. С. Фурминой
Театрализованная игра
Предметные
Театр на ширме
Непредметные
Настольный театр Драматизация
С объемным материалом
(театр игрушек)
С плоским материалом
С объемным материалом
(перчаточные куклы)
С плоским материалом
(на палочках)
Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведения, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.
Материально-техническая база театрализованной деятельности
- фланелеграф
- би-ба-бо
-настольный театр
- плоскостные фигуры
- объёмные фигуры
- марионетки
- музыкальное сопровождение
- декорация
- костюмы
- атрибуты
Адаптированная диагностика развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности (Деркунская В. А., Н. Ф. Сорокина, Миланович)
Ведущим методом диагностики является наблюдение. Воспитатель осуществляет наблюдение за самостоятельными играми детей и фиксирует результаты наблюдения за поведением ребенка при помощи диагностической карты.
Наблюдение за играми детей организуется по следующим правилам:
• Любят ли дети играть (стремление играть, увлеченность игрой, эмоциональный фон игры?
• Какие сюжетно-ролевые и режиссёрские игры являются любимыми у детей?
• Достаточно ли детям времени, которое отводится для игры?
• С какими игрушками дети любят играть больше всего?
• Насколько продолжительны игры?
• Насколько разнообразны сюжеты игр?
• Есть ли у ребенка любимые роли? Как часто он обращается к ним? С чем связанно частое обращение к этим ролям?
• Есть ли в группе дети, которые играют в одиночку? С чем это связано?
• В чем заключается индивидуальные проявления ребенка в игровой деятельности: любит сочинять сюжеты, любит разыгрывать роли, стремится быть организатором игр?
Данные наблюдения могут быть при необходимости дополнены диагностическими ситуациями. Если необходимые для регистрации проявления детей в игре не выявляются методом наблюдения, создаются диагностические ситуации. Они носят проблемно-игровой характер, основанный на задачах образовательной программы. Диагностические ситуации включаются в педагогический процесс по мере решения задач развития игровой деятельности детей.
2 младшая группа
Условные обозначения:
Критерии не являются -
Критерии проявляются с помощью воспитателя,
не всегда устойчиво +
Критерии проявляются самостоятельно С
Критерии оценки Фамилия, имя, возраст ребенка
Дата Дата Дата Дата Примечание
Отражает в игре бытовые действия взрослых
Отражает в игре профессиональные действия взрослого
Отражает в игре сюжеты сказок, мультфильмов
Предпочтительная тематика игр
Сюжет состоит из связанных между собой действий
Использует предметные игровые действия
Использует действия с предметами -заместителями
Использует изобразительные игровые действия
Обозначает свою игровую роль
Участвует в ролевом диалоге со сверстником
Обозначает свои игровые действия
Договаривается со сверстником о совместных действиях
Средняя продолжительность игры (в мин; max)
Список используемой литературы
1. Акулова О. «Театрализованные игры//Дошкольное воспитание, 2005.-№4
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. – М. : Сфера, 2009. – 128с.
3. Губанова Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников», Москва,«Вако»,2007.
4. Ерофеева Т. И «Игра-драматизация//Воспитание детей в игре. – М. 1994
5. Зимина И. «Театр и театрализованные игры в детском саду// Дошк. восп. 2005.- №4.
6. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. — М. : Сфера, 2009. — 128 с.
7. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
8. Мигунова Е. В. Театральная педагогика в детском саду. Методические рекомендации – М. : Сфера, 2009. – 128с.
9. Петрова Т. И. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Москва, «Школа-Пресса» 2003.
10. Петрова Т. И. «Театрализованные игры в детском саду» - М. ,2000.
11. Чурилова М. И. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников»-М. : Владос, 2001.
12. Экки Л. «Театрально-игровая деятельность//Дошк. воспитание,1991.-№7
Приложение
«ТРОИЦА»
Праздник русской берёзки
Ход праздника
Дети под грамзапись лирической русской народной музыки спокойно входят в зал и садятся на стульчики. В зале появляется Березка (воспитатель в русском белом сарафане, раскрашенном под ствол березки, с березовыми ветками, украшенными цветными лентами).
Березка:
Это я, березка, в новом сарафане!
Хочется мне, дети, веселиться с вами.
С праздником вас, дети, всех я поздравляю!
Счастья вам, веселья, радости желаю!
Ведущая:
И тебя, березка, все мы поздравляем.
Счастья и веселья и тебе желаем.
У красы-березки – платье серебристо,
У красы-березки – зелены косицы!
Березка:
Что за чудо-хоровод! Каждый пляшет и поет,
А уж как танцуют славно на лугу зеленом, летнем
Те девчата, что березку вьют на Троицкой неделе.
Поначалу выбирали самую красивую:
Чтобы стволушком белела и негорделивую,
Чтоб листочками богата, чтоб собою кудревата,
А еще, чтоб на поляне посвободнее росла.
На такую вот березку девка ленту припасла.
«Заломать- то» не взаправду ветки собиралися
Не для этого в тот день девки наряжалися.
Просто ветки нагибали, их по нескольку сплетали,
А уж на конец косы каждой ленточку вплели.
Вот березка и готова! К празднику наряжена.
И к девичьим хороводам солнышком украшена.
Запевайте-ка, девчата, заводите хоровод,
В этом чудо-хороводе каждый пляшет и поет!
(Девочки в традиционных русских костюмах водят хоровод «Во поле береза стояла».)
Ведущая:
Это праздник – непростой, Троицей зовется.
Он березонькой густой в душах отзовется,
Ветерочком прошумит в ивах придорожных
И объявит, что венки заплетать всем можно.
Под русскую народную музыку спокойно входят дети средней группы и читают стихи про березу. Заставки на телевизоре «Сенокос», «Сбор ягод».
Ведущая:
Начинался в деревне сенокос, и с раннего утра уходили отцы и матери в луга, траву косить. Оставались в деревне только дети и старики. Ребятишки от родителей не отставали, в лес за грибами-ягодами ходили, заготовки к долгой зиме делали.
Пляска «Калинка – малинка».
Ведущая:
Старики в деревне летом без дела не сидели. Сказки своим ребятишкам
Сказывали, а девчонки да мальчишки эти сказки слышали да дивились:
«Чудеса! Право слово, чудеса.»
(Под русскую народную мелодию, входят Дед и Бабка, слегка пританцовывая, обходят зал и садятся перед детьми на лавку.)
Бабка:
Дед Фома, рассказал бы что пока…
Дед:
Что вам, детки, рассказать?
Я ведь не умею врать…
(Последующий текст читает очень медленно, не спеша, с паузами.)
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
(Важно показать реакцию бабки на дедовы небылицы.)
Бабка:
А хвалился-то, хвалился,
Чуть что с лавки не свалился
(говорит, передразнивая деда):
«Я – правдивей всех на свете,
Доверяют мне все дети.
Я нисколько не солгу,
Правду чистую скажу»…
Ну, и где ж твоя правда-то?
Дед:
Правда-то?
На сорочьем на хвосточке,
На овсяном колосочке,
На березовом пенечке,
Да на девичьем веночке!
Бабка:
Дед, а я какую игру помню, ребятишки, наверное, такую и не знают… «Коза» называется.
Ведущая:
Бабушка, наши ребята эту игру знают и играть умеют.
(Игра «Коза»)
Ведущая:
Все минуточку вниманья,
Сказку я хочу начать.
Этой сказочке названье
Поспешите отгадать.
Все готовы слушать ушки?
Будет сказка – дайте срок.
Говорит старик старушке:
Дед:
Испеки мне колобок.
Ох, захотелось колобка!
У нас есть масло и мука,
Ты бы тесто замесила
И всех сегодня угостила.
Бабка:
С охотой я возьмусь за дело.
Хотя задача нелегка.
Чтоб тесто было пышным, белым,
Нужна не только мне мука.
Вниманье нужно и уменье,
Про соль и сахар не забыть.
Чтоб лучше сделать угощенье,
Начну-ка тесто я месить…
(Под музыку Бабка месит тесто, накрывает полотенцем. В кадушке без дна сидит ребенок, накрытый белым.)
Бабка:
Тесто я месила,
Масло добавляла,
Выбилась из сил я,
Ой, как я устала…
(Бабка садится на лавку, начинает дремать, а тесто «подходит», в конце – открывает покрывало с головы.)
Тесто:
Убегу я из кадушки,
Не хочу быть колобком,
Мне здесь тесно, мне здесь душно,
Через край бы да бегом!
Очень сдобное я тесто,
Усидеть здесь не могу,
Мне в кадушке мало места,
Тесно, тесно, убегу.
(Кадушка с тестом убегает, наверху видны руки ребенка в белых перчатках.)
Бабка: (просыпаясь)
Ой! Ой! Ой! Куда? Куда?
Как же я проспала?
Вот несчастье, вот беда!
Уж такого не бывало,
Натерпелась я стыда!
Как же тесто убежало?
Вот несчастье, вот беда.
(Бабка и дед ведут тесто обратно. Говорят, имитируя, раскладку выпечки на противень.)
Ведущая:
Ой, как вкусно пахнет. Может, пирог готов?
Бабка:
Да где ж готов? Только румяниться начал… дед ты бы с ребятишками хоровод провел…
Проводится хоровод «Каравай».
Бабка:
Вот уж и пирог поспел! Ну-ка, Дед, неси скорее.
(Дед и Бабка выносят пирог и раздают его детям, приговаривая.)
Надо нам на Троицу
Ребяток угостить.
Не забудьте лентами
Березку нарядить,
Веночки плести,
Хороводы завести…
Примечание: Оформить зал можно элементами березки, веточками, лентами, венками, цветами. Если праздник проводится на улице или лесной полянке, то достаточно украсить одну березку.